У статті розглянуто особливості відображення соціальних витрат у системі
управлінського обліку. Визначено їх основне призначення, яке полягає у досягненні соціального та (або)
економічного ефектів. Обґрунтовано склад соціальних витрат у відповідності до мети концепції
соціально відповідальної діяльності виробничих об’єктів. Показано необхідність формування інформації
про соціальні витрати для менеджменту підприємства з метою досягнення максимально можливого
соціального ефекту при мінімальних витратах, зниження рівня ентропії при прийнятті управлінських
рішень. Виділено три рівні управління: оперативний, тактичний, стратегічний і проаналізовано типи
завдань, належних до вирішення на кожному із рівнів. У відповідності до управлінських цілей
аргументовано цілі обліку соціальних витрат, а також показано основні їх характеристики.
Враховуючи різносторонність запитів менеджменту та їх щоденну координацію функціональних
підрозділів,запропоновано формувати облікову інформацію про соціальні витрати оперативного,
тактичного та стратегічного характеру за допомогою обліку витрат за центрами витрат і сферами
відповідальності, за видами діяльності й соціальними процесами із використанням моделей
прогнозування витрат.
Ключові слова: управлінський облік, управління соціальними витратами, економічний ефект, соціальний
ефект, стратегія корпоративної соціальної відповідальності
В статье рассмотрены особенности отражения социальных расходов в системе
управленческого учета. Определено их основное назначение, которое заключается в достижении
социального и (или) экономического эффектов. Обоснован состав социальных расходов в соответствии
с целью концепции социально ответственной деятельности производственных объектов. Показана
необходимость формирования информации о социальных расходах для менеджмента предприятия с целью достижения максимально возможного социального эффекта при минимальных затратах,
снижения уровня энтропии при принятии управленческих решений. Выделены три уровня управления:
оперативный, тактический, стратегический и проанализированы типы задач, подлежащих решению на
каждом из уровней. В соответствии с управленческими целями аргументировано цели учета
социальных расходов, а также показаны основные их характеристики. Учитывая многосторонность
запросов менеджмента и их ежедневную координацию функциональных подразделений, предложено
формировать учетную информацию о социальных расходы оперативного, тактического и
стратегического характера посредством учета затрат по центрам затрат и сферами
ответственности, по видам деятельности и социальным процессам с использованием моделей
прогнозирования затрат.
Ключевые слова: управленческий учет, управление социальными издержками, экономический эффект,
социальный эффект, стратегия корпоративной социальной ответственности
In the article discusses the features of reflection social costs in the system of management accounting.
Defined their main purpose, which is to achieve social and (or) economic effects. Proved their composition in
accordance with the objectives of the concept of corporate sociall responsibility. The necessity of the formation
of information about social costs for the management of the enterprise in order to achieve maximum social
impact at the lowest cost, to make lower entropy in decision-making is shown. Three levels of management:
operational, tactical, strategic are determined, types of tasks relevant to the decision at each level are analyzes.
According to management targets the goals of social costs accounting is shown, their main characteristics are
displain. Consider to management reguests, which are versatile, and their daily coordination the functional
units, it is proposed to form operational, tactical and strategic accounting information about the social costs
through cost accounting for cost centers and areas of responsibility, for activities and social processes using
models of costs predicting.
Keywords: management accounting, social costs management, economic impact, social impact, the strategy of
corporate social responsibility