Анотація:
Статья посвящена историко-социологическому анализу статуса высшего образования. Образование, имея общественную природу и исторический характер, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию; оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических
установок. В первобытных обществах образование было частью социально-производственного процесса. Возникновение частной собственности, выделение семьи как экономического сообщества привели к разделению обучающих и
воспитательных функций и переходу от общественного образования к семейному. По мере расширения масштабов общественного разделения труда, появления государственной власти и социального неравенства начинается институционализация образования, повышается его статус. В эпоху Средневековья,
когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений и возникают первые университеты, формируется более организованная
система образования. В обществе индустриального типа образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения. Автор подчеркивает, что при переходе к обществу знаний значительно повышается социальный статус высшего образования, поскольку знание превращается в определяющий фактор развития общества.