Статтю присвячено колекції відбитків античних камей, створеній у другій половині ХVІІІ ст. німецьким майс- тром Ф.Д. Ліппертом.
В Национальном музее истории Украины хранится часть «Дактилиотеки» Ф.Д. Липперта, дрезденского мастера второй половины ХVIII в., разработавшего оригинальную методику создания отпечатков камей. Собирание коллекций камей было распространенной практикой в ХVIII—ХIХ вв., когда изучение наследия античности было неотъемлемой частью исторического и художественного образования, много внимания им уделяли коллекционеры, среди которых были и европейские монархи. Создание отпечатков камей способствовало их популяризации и широкому распространению среди ученых, художников, археологов, антикваров, коллекционеров и ювелиров. Поскольку многие античные оригиналы не сохранились до нашего времени и известны только по отпечаткам, «Дактилиотеки» являются ценным источником для изучения истории и искусства античности. Для территории Украины «Дактилиотеки» — крайне редкое и малоизвестное явление, поэтому их публикация может инициировать поиск и атрибуцию подобных собраний в других музеях.
The National Museum of History of Ukraine contains a part of «Dactyliotec» of Ph.D. Lippert, craftsman from Dresden of the second half of the 18th c., who developed an original methodology of producing the imprints of cameos. Cameos collecting was a widespread practice in the 18th—19th cc., when classical studies were integral part of historical and artistic education, and when collectors, and European monarchs among them, paid much attention to these items. Producing the imprints of cameos contributed to their popularizing and wide spreading amidst scholars, artists, archaeologists, antiquarians, collectors, and jewellers. Inasmuch as a lot of ancient originals have not preserved to our time and are known only from imprints, «Dactyliotecs» appear to be valuable source for studying classical history and art. «Dactyliotecs» are extremely rear and little known on the territory of Ukraine, therefore, their publication can help in fi nding and attribution of such collections in other museums.