Изучали особенности изменений спектральной плотности мощности (СПМ) ритмов
электроэнцефалограммы (ЭЭГ) в процессе восприятия речевых сигналов детьми-сиротами (n = 41) и детьми из семей (n = 50) возрастом от двух с половиной до трех с половиной лет. Определяли СПМ тета-, альфа-, бета- и гамма-ритмов в 16 отведениях ЭЭГ
при предъявлении записи речи (прямая речь) и реверсированной записи того же сигнала
(обратная речь). Результаты применения психологической тест-системы Бейли III показали наличие заметных задержек речевого развития у детей-сирот. Сравнение фоновых
ЭЭГ в процессе прослушивания прямой речи выявило десинхронизацию альфа-ритма и
синхронизацию тета-, бета- и особенно гамма-осцилляций при восприятии указанного
сигнала. В данном случае у детей из семей наблюдалось значимое увеличение СПМ
гамма-ритма в 13 отведениях от обоих полушарий, а у детей-сирот – лишь в восьми,
локусы которых располагались преимущественно в левом полушарии. Прослушивание
обратной речи вызывало у детей обеих групп преимущественно десинхронизацию всех
ритмов ЭЭГ с наиболее выраженным снижением СПМ гамма-ритма в основном в лобных и левых височных отведениях. Сравнение СПМ частотных компонентов ЭЭГ при
восприятии прямой и обратной речи обнаружило увеличение мощности тета-, бета- и
гамма-колебаний в ответ на предъявление осмысленного речевого сообщения у детей обеих групп. У детей из семей бóльшие СПМ гамма-ритма наблюдались в 13 отведениях (наибольшая значимость в лобном регионе левого полушария). У детей же,
воспитывающихся в детском доме, количество отведений со значимым превышением
мощности гамма-ритма было существенно меньшим (девять отведений). Предполагается, что меньший уровень увеличения СПМ колебаний данного диапазона связан с
нарушениями процессом осознания речевого сообщения детьми-сиротами. Это может
являться следствием недостаточного развития нейронных сетей мозга, отвечающих за
переработку вербальной информации.
Вивчали особливості змін спектральної щільності потужності (СЩП) ритмів електроенцефалограми (ЕЕГ) у процесі сприйняття мовних сигналів дітьми-сиротами (n = 41) і
дітьми з сімей (n = 50) віком від двох з половиною до трьох
з половиною років. Визначали СЩП тета-, альфа-, бета- і
гамма-ритмів у 16 відведеннях ЕЕГ при пред’явленні запису мови (пряма мова) і реверсованого запису того ж самого сигналу (зворотна мова). Результати застосування психологічної тест-системи Бейлі III показали наявність помітних
затримок мовного розвитку у дітей-сиріт. Порівняння фонових ЕЕГ та ЕЕГ у перебігу прослуховування виявило десинхронізацію альфа-ритму та синхронізацію тета-, бета- і
особливо гамма-осциляцій при сприйнятті вказаного сигналу. У даному випадку у дітей із сімей спостерігалося значуще збільшення СЩП гамма-ритму в 13 відведеннях від обох
півкуль, а у дітей-сиріт – лише у восьми, локуси яких розташовувалися переважно в лівій півкулі. Прослуховування
зворотної мови викликало у дітей обох груп переважно десинхронізацію всіх ритмів ЕЕГ із найбільш вираженим зниженням СЩП гамма-ритму в основному в лобових і лівих
скроневих відведеннях. Порівняння СЩП частотних компонентів ЕЕГ при сприйнятті прямої і зворотної мови виявило
збільшення потужності ЕЕГ тета-, бета- і гамма-коливань у
відповідь на пред’явлення осмисленого мовного повідомлення у дітей обох груп. У дітей із сімей більші СЩП гамма-ритму спостерігались у 13 відведеннях (найбільша значущість у лобному регіоні лівої півкулі). У дітей же, які
виховуються в дитячому будинку, кількість відведень зі значущим перевищенням потужності гамма-ритму була істотно меншою (дев’ять відведень). Зроблено припущення, що
менший рівень збільшення СЩП коливань даного діапазону
є пов’язаним із порушеннями процесів усвідомлення мовного повідомлення дітьми-сиротами. Це може бути наслідком недостатнього розвитку нейронних мереж мозку, відповідальних за переробку вербальної інформації.