Показати простий запис статті
dc.contributor.author |
Белалов, В.В. |
|
dc.contributor.author |
Дягилева, Ю.О. |
|
dc.contributor.author |
Павленко, В.Б. |
|
dc.contributor.author |
Кочухова, О.М. |
|
dc.date.accessioned |
2019-02-17T18:54:04Z |
|
dc.date.available |
2019-02-17T18:54:04Z |
|
dc.date.issued |
2014 |
|
dc.identifier.citation |
Нейрофизиологический анализ восприятия речи у детей возрастом 2.5–3.5 года, воспитывающихся в семье и детском доме / В.В. Белалов, Ю.О. Дягилева, В.Б. Павленко, О.М. Кочухова // Нейрофизиология. — 2014. — Т. 46, № 1. — С. 85-93. — Бібліогр.: 28 назв. — рос. |
uk_UA |
dc.identifier.issn |
0028-2561 |
|
dc.identifier.uri |
http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/148251 |
|
dc.description.abstract |
Изучали особенности изменений спектральной плотности мощности (СПМ) ритмов
электроэнцефалограммы (ЭЭГ) в процессе восприятия речевых сигналов детьми-сиротами (n = 41) и детьми из семей (n = 50) возрастом от двух с половиной до трех с половиной лет. Определяли СПМ тета-, альфа-, бета- и гамма-ритмов в 16 отведениях ЭЭГ
при предъявлении записи речи (прямая речь) и реверсированной записи того же сигнала
(обратная речь). Результаты применения психологической тест-системы Бейли III показали наличие заметных задержек речевого развития у детей-сирот. Сравнение фоновых
ЭЭГ в процессе прослушивания прямой речи выявило десинхронизацию альфа-ритма и
синхронизацию тета-, бета- и особенно гамма-осцилляций при восприятии указанного
сигнала. В данном случае у детей из семей наблюдалось значимое увеличение СПМ
гамма-ритма в 13 отведениях от обоих полушарий, а у детей-сирот – лишь в восьми,
локусы которых располагались преимущественно в левом полушарии. Прослушивание
обратной речи вызывало у детей обеих групп преимущественно десинхронизацию всех
ритмов ЭЭГ с наиболее выраженным снижением СПМ гамма-ритма в основном в лобных и левых височных отведениях. Сравнение СПМ частотных компонентов ЭЭГ при
восприятии прямой и обратной речи обнаружило увеличение мощности тета-, бета- и
гамма-колебаний в ответ на предъявление осмысленного речевого сообщения у детей обеих групп. У детей из семей бóльшие СПМ гамма-ритма наблюдались в 13 отведениях (наибольшая значимость в лобном регионе левого полушария). У детей же,
воспитывающихся в детском доме, количество отведений со значимым превышением
мощности гамма-ритма было существенно меньшим (девять отведений). Предполагается, что меньший уровень увеличения СПМ колебаний данного диапазона связан с
нарушениями процессом осознания речевого сообщения детьми-сиротами. Это может
являться следствием недостаточного развития нейронных сетей мозга, отвечающих за
переработку вербальной информации. |
uk_UA |
dc.description.abstract |
Вивчали особливості змін спектральної щільності потужності (СЩП) ритмів електроенцефалограми (ЕЕГ) у процесі сприйняття мовних сигналів дітьми-сиротами (n = 41) і
дітьми з сімей (n = 50) віком від двох з половиною до трьох
з половиною років. Визначали СЩП тета-, альфа-, бета- і
гамма-ритмів у 16 відведеннях ЕЕГ при пред’явленні запису мови (пряма мова) і реверсованого запису того ж самого сигналу (зворотна мова). Результати застосування психологічної тест-системи Бейлі III показали наявність помітних
затримок мовного розвитку у дітей-сиріт. Порівняння фонових ЕЕГ та ЕЕГ у перебігу прослуховування виявило десинхронізацію альфа-ритму та синхронізацію тета-, бета- і
особливо гамма-осциляцій при сприйнятті вказаного сигналу. У даному випадку у дітей із сімей спостерігалося значуще збільшення СЩП гамма-ритму в 13 відведеннях від обох
півкуль, а у дітей-сиріт – лише у восьми, локуси яких розташовувалися переважно в лівій півкулі. Прослуховування
зворотної мови викликало у дітей обох груп переважно десинхронізацію всіх ритмів ЕЕГ із найбільш вираженим зниженням СЩП гамма-ритму в основному в лобових і лівих
скроневих відведеннях. Порівняння СЩП частотних компонентів ЕЕГ при сприйнятті прямої і зворотної мови виявило
збільшення потужності ЕЕГ тета-, бета- і гамма-коливань у
відповідь на пред’явлення осмисленого мовного повідомлення у дітей обох груп. У дітей із сімей більші СЩП гамма-ритму спостерігались у 13 відведеннях (найбільша значущість у лобному регіоні лівої півкулі). У дітей же, які
виховуються в дитячому будинку, кількість відведень зі значущим перевищенням потужності гамма-ритму була істотно меншою (дев’ять відведень). Зроблено припущення, що
менший рівень збільшення СЩП коливань даного діапазону
є пов’язаним із порушеннями процесів усвідомлення мовного повідомлення дітьми-сиротами. Це може бути наслідком недостатнього розвитку нейронних мереж мозку, відповідальних за переробку вербальної інформації. |
uk_UA |
dc.language.iso |
ru |
uk_UA |
dc.publisher |
Інститут фізіології ім. О.О. Богомольця НАН України |
uk_UA |
dc.relation.ispartof |
Нейрофизиология |
|
dc.title |
Нейрофизиологический анализ восприятия речи у детей возрастом 2.5–3.5 года, воспитывающихся в семье и детском доме |
uk_UA |
dc.title.alternative |
Нейрофізіологічний аналіз сприйняття мови дітьми віком 2.5–3.5 року, що виховуються в сім’ї та дитячому будинку |
uk_UA |
dc.type |
Article |
uk_UA |
dc.status |
published earlier |
uk_UA |
dc.identifier.udc |
612.65 : 616-056.216 |
|
Файли у цій статті
Ця стаття з'являється у наступних колекціях
Показати простий запис статті