Анотація:
Применение количественных методов сбора информации в Интернете имеет
как выгодные преимущества, так и явные недостатки. Слабые места интернет-исследований связаны в первую очередь с трудностями формирования выборки и вопросами репрезентативности данных. Высокая доля отказавшихся
отвечать становится реальной проблемой, которую социологам придется решать при сборе и анализе данных любого массового опроса. Имеющийся опыт
проведения интернет-опросов позволил автору рассмотреть стадии достижимости респондентов в онлайн-режиме и предложить способы повышения
уровня ответов при использовании интернет-технологий.
С учетом технологических, коммуникативных и социально-психологических
особенностей организации интернет-опроса были выделены четыре стадии
повышения уровня достижимости онлайн-респондентов: технический доступ
(наличие специалиста по техническим вопросам, выбор программы для проведения опроса, предварительное тестирование опросника, профессионализм интервьюеров), презентационная модель (открытый доступ к полученным данным, техническая гарантия сохранности, моральные стимулы, регулярность
проведения онлайн-исследований, авторитет исследовательских организаций),
стратегия набора респондентов (разнообразие форм интернет-коммуникации, предварительная регистрация, автоматизация работы с базами данных
электронных адресов, создание и поддержание интернет-панелей, установление
уникальности участия человека в опросе) и схема подготовки выборки (техническая фильтрация потенциальных участников, активная реклама опроса).
Общий вывод сводится к необходимости серьезных методических экспериментов для выявления нужных параметров управления онлайн-исследованиями.