Співіснування різних типів поховань та могильників в межах однієї культури можна пояснити, ототожнюючи їх з різними за змістом соціальними колективами — родом чи общиною.
На основании анализа 12 нео-энеолитических могильников сделана попытка социологической интерпретации памятников мариупольской культурно-исторической области и днепро-донецкой культуры Надпорожья. В рамках единого для каждой культурной группы погребального обряда выделено по два типа захоронений, различающихся ориентировкой умерших, набором инвентаря, а в днепро-донецкой культуре, кроме того, и положением рук. Могильники, включавшие погребения только одного типа, интерпретируются как родовые; могильники, содержавшие погребения двух типов, как общинные. Этот вывод подкрепляется и данными половозрастного состава погребенных.
Локализация предметов погребального инвентаря в захоронениях зависит от культурной принадлежности погребенного. Однако набор инвентаря определялся полом и возрастом памятников азово-днепровской культуры мариупольской области и днепро-донецкой культуры Надпорожья.
Proceeding from analysis of 12 Neo-Eneolithic sepulchres an attempt is made to sociologically interprete the relics of the Mariupol cultural-historical region and the Dnieper-Donets culture of Nadporozhie. Two types of burials differing in orientation of the dead, set of stock and position of hands (in the Dnieper-Donets culture) are distinguished for each cultural group in terms of the common funeral ceremony. The sepulchres with burials only of one type are interpreted as tribal ones; the sepulchres with two types of
burials — as communal ones. This conclusion is confirmed by the data on the sex-age staff of the buried.
Localization of the funeral stock articles in the burial places depends on the cultural attribution of the buried. But a set of the stock was determined by a sex and age of relics of the Azov-Dnieper culture in the Mariupol region and of the Dnieper-Donets culture of Nadporozhie.