Наукова електронна бібліотека
періодичних видань НАН України

Візантійські шляхи давньоруського мистецтва

Репозиторій DSpace/Manakin

Показати простий запис статті

dc.contributor.author Пуцко, В.Г.
dc.date.accessioned 2024-08-23T12:30:04Z
dc.date.available 2024-08-23T12:30:04Z
dc.date.issued 1991
dc.identifier.citation Візантійські шляхи давньоруського мистецтва / В.Г. Пуцко // Археологія. — 1991. — № 2. — С. 26-41. — Бібліогр.: 62 назв. — укр. uk_UA
dc.identifier.issn 0235-3490
dc.identifier.uri http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/198315
dc.description.abstract У статті розглянуто початкові етапи формування християнського мистецтва Давньої Русі стосовно їх генетичних зв’язків з Візантією в хронологічних межах кінця X — першої половини ХІІІ ст. uk_UA
dc.description.abstract Судьба византийского наследия в Киевской Руси на материале памятников духовной культуры получила в специальных исследованиях противоречивые истолкования, часто обусловленные определенными политическими тенденциями. Долго господствовало мнение о том, что воздействие Византии на зарождение христианского средневекового искусства Древней Руси ограничивалось отдельными импульсами. Между тем обращение к самому материалу убеждает в стремлении древнерусских высокопоставленных заказчиков (и прежде всего киевских князей) максимально приобщиться к высоким завоеваниям византийской духовной культуры. Это явилось причиной приглашения греческих мастеров, преимущественно из Константинополя. При таких условиях «колыбельный» период древнерусского искусства оказывался генетически связанным с наиболее передовыми течениями в современном ему художественном творчестве Византии. Зодчество, монументальная каменная резьба приобрели в Киевской Руси свои локальные варианты, мозаики в пределах одного цикла стенописей оказались соединенными с фреской, книжное искусство развивалось путем усвоения греко-восточных основ и последующей их адаптации под воздействием константинопольских образцов. Художественные ремесла на местной почве максимально учитывали эстетические критерии заказчиков, и это объясняет своеобразие вариантов изделий, особую популярность перегородчатых эмалей и медного литья. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. вызвал приток в Приднепровье греческих мастеров, еще раз внесших сильную византийскую струю в древнерусское искусство, преимущественно в пластику малых форм. Местные художественные кадры к тому времени уже уверенно шли своим путем, хотя и чутко реагировали на новые явления в культуре Византии и Запада. uk_UA
dc.description.abstract The fortuner of the Byzantine legacy in the Kiev Rus traced by intellectual culture relics has been inconsistently interpreted in specific researches often to please definite political tendencies. An opinion dominated for a long time that the Byzantium effect on origin of the Christian medieval art of the Old Rus was reduced to some impulses. Nevertheless consideration of the data has confirmed aspiration of old-Rus noble clinets (Kiev princes, first of all) for the maximal access to 'high achievements of the Byzantine intellectual culture. It was a reason for invitation of Greek craftsmen, primarily from Konstantinopol. Under those conditions the «cradle» period of the Old Rus art proved to be genetically hound to the most advanced directions in the Byzantine art of that period. Architecture, monumental stone carving acquired their local variants in Kiev Rus, mosaics were joined with fresco within one cycle of wall-paintings. Book art has developed on the way of assimilation of .Greek-eastern fundamentals and their further adaptation under the effect of Konstanlinopo! samples. Local art crafts took maximally into consideration aesthetic criteria of clients, which accounted for peculiarities of variants of articles and peculiar popularity of partition enamels and copper casts. Seizure of Konstantinopol by crusaders in 1204 has induced an inflow of Greek craftsmen to the Dnieper territory. They introduce a strong Byzantine flow to the Old Rus art, mainly to plastics of small forms. By that time local artists had already proceeded their own way, though keenly react to new phenomena in the culture of Byzantium and West countries. uk_UA
dc.language.iso uk uk_UA
dc.publisher Інститут археології НАН України uk_UA
dc.relation.ispartof Археологія
dc.subject Статті uk_UA
dc.title Візантійські шляхи давньоруського мистецтва uk_UA
dc.title.alternative Византийские пути древнерусского искусства uk_UA
dc.title.alternative Byzantine ways of Old Rus art uk_UA
dc.type Article uk_UA
dc.status published earlier uk_UA


Файли у цій статті

Ця стаття з'являється у наступних колекціях

Показати простий запис статті

Пошук


Розширений пошук

Перегляд

Мій обліковий запис