У статті розглянуто початкові етапи формування християнського мистецтва Давньої Русі стосовно їх генетичних зв’язків з Візантією в хронологічних межах кінця X — першої половини ХІІІ ст.
Судьба византийского наследия в Киевской Руси на материале памятников духовной культуры получила в специальных исследованиях противоречивые истолкования, часто обусловленные определенными политическими тенденциями. Долго господствовало мнение о том, что воздействие Византии на зарождение христианского средневекового искусства Древней Руси ограничивалось отдельными импульсами. Между тем обращение к самому материалу убеждает в стремлении древнерусских высокопоставленных заказчиков (и прежде всего киевских князей) максимально приобщиться к высоким завоеваниям византийской духовной культуры. Это явилось причиной приглашения греческих мастеров, преимущественно из Константинополя. При таких условиях «колыбельный» период древнерусского искусства оказывался генетически связанным с наиболее передовыми течениями в современном ему художественном творчестве Византии. Зодчество, монументальная каменная резьба приобрели в Киевской Руси свои локальные варианты, мозаики в пределах одного цикла стенописей оказались соединенными с фреской, книжное искусство развивалось путем усвоения греко-восточных основ и последующей их адаптации под воздействием константинопольских образцов. Художественные ремесла на местной почве максимально учитывали эстетические критерии заказчиков, и это объясняет своеобразие вариантов изделий, особую популярность перегородчатых эмалей и медного литья. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. вызвал приток в Приднепровье греческих мастеров, еще раз внесших сильную византийскую струю в древнерусское искусство, преимущественно в пластику малых форм. Местные художественные кадры к тому времени уже уверенно шли своим путем, хотя и чутко реагировали на новые явления в культуре Византии и Запада.
The fortuner of the Byzantine legacy in the Kiev Rus traced by intellectual culture relics has been inconsistently interpreted in specific researches often to please definite political tendencies. An opinion dominated for a long time that the Byzantium effect on origin of the Christian medieval art of the Old Rus was reduced to some impulses. Nevertheless consideration of the data has confirmed aspiration of old-Rus noble clinets (Kiev princes, first of all) for the maximal access to 'high achievements of the Byzantine intellectual culture. It was a reason for invitation of Greek craftsmen, primarily from Konstantinopol. Under those conditions the «cradle» period of the Old Rus art proved to be genetically hound to the most advanced directions in the Byzantine art of that period. Architecture, monumental stone carving acquired their local variants in Kiev Rus, mosaics were joined with fresco within one cycle of wall-paintings. Book art has developed on the way of assimilation of .Greek-eastern fundamentals and their further adaptation under the effect of Konstanlinopo! samples. Local art crafts took maximally into consideration aesthetic criteria of clients, which accounted for peculiarities of variants of articles and peculiar popularity of partition enamels and copper casts. Seizure of Konstantinopol by crusaders in 1204 has induced an inflow of Greek craftsmen to the Dnieper territory.
They introduce a strong Byzantine flow to the Old Rus art, mainly to plastics of small forms. By that time local artists had already proceeded their own way, though keenly react to new phenomena in the culture of Byzantium and West countries.