У роботі розглядаються питання фарбового покриття на трьох поліхромних (акварельних) пеліках IV—III ст. до н. е. з Пантикапея, які входять до збірки Національного музею історії України. Проаналізовано причини та зроблено висновки щодо різного стану їх збереження.
Известно, что на поверхности одних полихромных сосудов роспись сохраняется, а на других нет. В ходе нашего исследования вияснилась причина этого явления. В собрании Национального музея истории Украины хранятся три полихромных пелики iv—iii вв. до н. э., которые входили в погребальный инвентарь некрополя Пантикапея. Все три пелики поступили в музей в 1936 г. из коллекций разных музеев.
В 2014 г. музейные пелики были переданы для проведения анализов в Бюро научнотехнической экспертизы в г. Киеве (АРТЛАБ). Они были исследованы методами оптической и цифровой микроскопии, в УФ свете с помощью лучей Вуда (ближний диапазон УФ излучения), методом рентгенофлуоресцентного анализа (РФА) и ИКспектроскопии с Фурье преобразованием (FTiR).
В результате было установлено, что причина не в красках, как писала К.И. Зайцева. Это происходит в след ствии гидрофильности стен, перепадов температуры и влажности в погребениях в течении длительного времени. Изза этого на красочном слое оседают растворы солей, которые находятся в грунтовых водах. Это и приводит к разрушению росписи. Разный коэффициент расширения обожженного черепка и красочного слоя со временем приводит к осыпанию краски. Возможно, погребальная посуда с полихромной росписью, на которой сохранился красочный слой, находилась в более стабильных и сухих условиях в погребениях.
It is known that paintings preserve on the surface of some polychromous vessels, and on some do not. The reason for this fact was ascertained during our investigations. The collections of the national Museum of history of Ukraine (nMhU) contains three polychromous pelikai of the 4th and 3rd centuries BC which belonged to the funeral inventory of necropolis in Panticapaeum. all the three pelikai arrived to the Museum in 1936 from the collections of other museums.
in 2014, the pelikai from the Museum were passed to the Bureau of Scientific and Technical Examination in kyiv (АРТЛАБ) for the analyses. They were investigated using the methods of optical and digital microscopy, under ultraviolet with nrays (close diapason of ultraviolet radiation), the method of Xray fluorescent analysis, and infrared spectrum with Fourier transform (FTiR).
During the research, it was ascertained that the reason is not in the paints, as k.i. Zaitseva wrote. The damage of the paintings occurs because of hydrophily of the walls, temperature and humidity drops in the burials in course of time. as a result, salt solutions, which the soil waters contain, form sediment on the pictorial layer. This process leads to the paintings destruction. Different coefficients of thickening of the burned clay and the layer of paintings after some time lead to the shattering of paints. Perhaps, the burial vessels with polychromous paintings on which the layer of paints preserved were contained in the burials with more stable and dry conditions.