В статье представлен анализ плана горных работ Первомайского карьера ПАО «СевГОКа» и паспорта добычных работ, который показал, что в карьере применяют кольцевую и тупиковую схемы маневрирования карьерных автосамосвалов. Выполнены расчеты параметров рабочих площадок в зависимости от ширины заходки экскаватора и схем маневрирования автосамосвала при тупиковом забое, нормальной и узкой заходке. Обосновано, что в узких забоях в стесненных условиях проблема маневрирования остается актуальным вопросом, так как ширина заходки меньше рабочего радиуса разворота карьерного автосамосвала. Предложено проблему маневрирования автотранспорта на рабочих площадках решать с помощью усовершенствованных конструкций автосамосвалов БелАЗ- 7512. Результаты исследований показали, что при изменении межосевого расстояния базы радиус поворота автосамосвала уменьшается на 23,1%, что позволяет уменьшить ширину рабочей площадки в стесненных условиях при тупиковом развороте до 7% и при кольцевом на 14,5%.
У статті представлено аналіз плану гірничих робіт Першотравневого кар'єру ПАТ «ПівнГЗК» і паспорта видобувних робіт, який показав, що в кар'єрі застосовують кільцеву і тупикову схеми маневрування кар'єрних автосамоскидів. Виконано розрахунки параметрів робочих майданчиків залежно від ширини заходки екскаватора і схем маневрування автосамоскиду при тупиковому вибої, нормальної та вузької заходці. Обґрунтовано, що у вузьких забоях в обмежених умовах проблема маневрування залишається актуальним питанням, оскільки ширина заходки менше робочого радіуса розвороту кар'єрного автосамоскиду. Запропоновано проблему маневрування автотранспорту на робочих майданчиках вирішувати за допомогою вдосконалених конструкцій автосамоскидів БелАЗ - 7512. Результати досліджень показали, що при зміні міжосьової відстані бази радіус повороту автосамоскиду зменшується на 23,1%, що дозволяє зменшити ширину робочого майданчика в обмежених умовах при тупиковій розвороті до 7% і при кільцевому на 14,5%.
The article presents analysis of plan of the mining operations and passport of the winning operations in the Pervomaisky Opencast Mine, SevGok Production Company; the analysis shows that the Mine uses ring and dead-ended schemes for the pit dump trucks maneuvering. Parameters of the working floors were calculated depending on the width of the excavator bench and schemes for the pit dump trucks maneuvering in the dead-end face with standard and narrow benches. It is shown that in the narrow faces a problem of maneuvering is a strong business case because width of the bench is less than radius of the truck turn. It is proposed to solve the problem of the truck maneuvering in the working floors with the help of improved design of the pit dump trucks БелАЗ-7512. Results of the study showed that at the improved axle spacing radius of the truck turn decreases by 23.1% allowing to decrease area of the working floor by 7% at the dead-ended scheme and by 14.5% at the ring scheme of the truck turn in the narrow faces.