В статье дан анализ источников формирования системы худо-
жественного времени и пространства украинской живописи
второй половины ХІ—ХV ст. Освещены признаки искрив-
ления художественного пространства, определены формы
взаимного соответствия временных и пространственных сдви-
гов. Формы взаимодействия «статичный персонаж — дина-
мическая среда» прослежены в контексте перехода украин-
ской живописи от неоднородного к однородному художе-
ственному пространству. Выяснены разнообразные аспекты
взаимодействия символической и геометрической перспектив,
представлена его эволюция в контексте стилистических изме-
нений иконописи. Отмечено использование ближнего и даль-
него видения средствами символической перспективы. При-
водится комплексный анализ значений композиции и ритма в
темпоральной структуре произведения, выявлены формы их
соответствия каноническим принципам художественого вре-
мени православной живописи: закрытого, целостного, замед-
ленного в условиях «вечного настоящего».
У статті проаналізовані джерела формування системи художнього часу і простору українського живопису другої
половини ХІ—ХV ст. Висвітлені ознаки кривизни художнього простору, з’ясовані форми взаємовідповідності часових і просторових зсувів. Розглянуті розмаїті аспекти взаємодії символічної та геометричних перспектив, виявлена її
еволюція в контексті стилістичних змін іконопису. Стверджене використання ближнього та дальнього бачення засобами символічної перспективи.
The article has presented some results of analytical study in the
sources concerning formation of a system as for artistic time and
space in Ukrainian painting of the second half XI to XV cc.
Light has been thrown upon the evidences of curvature in artistic
space with definition of forms in mutual correspondence of
temporal and spatial shifts. Forms of interactions between the
static personage and dynamical surrounding have been traced
in the context of passage of Ukrainian painting from heterogenous
artistic space to homogenous one. Various aspects of interaction
between symbolic and geometrical perspectives have
been exposed as well as presentation of its evolving in the contents
of stylistic changes as for icon painting.