В статье рассмотрены вопросы выявления особенностей трактовки образа театральной
куклы в контексте живописного и графического наследия Александра Тышлера, спецификации ее
изобразительных и композиционных проявлений, а также раскрытия смысловой нагрузки ее
присутствия в сюжетном строе работ мастера. Изучение заявленной темы осуществляется на
материале станковых произведений художника в сопоставлении с его сценографическими решениями,
обеспечивающем комплексный анализ его творчества. Значительное внимание в статье уделено
концепту театральной куклы, конструктивным и семантическим характеристикам архитектоники
театральной сцены, а также кроссвременным ассоциациям в контексте выявления истоков мотива
театральной куклы в мифопоэтике Александра Тышлера.
Ключевые слова: Александр Тышлер, станковое искусство, театральность, театральная кукла,
остраннение, мистерия, площадной театр, единая декорационная установка.
У статті розглянуто питання виявлення особливостей трактування образу театральної
ляльки в контексті живописної і графічної спадщини Олександра Тишлера, специфікації її
образотворчих і композиційних проявів, а також розкриття смислового навантаження її присутності в
сюжетній структурі робіт майстра. Вивчення заявленої теми здійснюється на матеріалі станкових
творів митця у зіставленні із його сценографічними рішеннями, що забезпечує комплексний аналіз
творчості художника. Значну увагу у статті приділено концепту театральної ляльки, конструктивним
та семантичним характеристикам архітектоніки театральної сцени, а також кросчасовим асоціаціям
в контексті виявлення витоків мотиву театральної ляльки в міфопоетиці Олександра Тишлера.
Ключові слова: Олександр Тишлер, станкове мистецтво, театральність, театральна лялька,
«очуднення», містерія, майданний театр, єдина декораційна конструкція.
The article is devoted to the problem of identification the interpretation features of a puppet image in
the context of Alexander Tyshler’s painting and graphic legacy, the problem of specification of pictorial and
composition manifestations, as well as the disclosure of the semantic matter of its presence in master’s creative
work. Study of the declared theme is based on the artist’s easel works and is advanced by comparative analyses
with his solutions in set design. Such approach is aimed at integrated research of Tyshler’s creative heritage.
Special attention is paid to the concept of a puppet, to the structural and semantic characteristics of the scene
architectonic, as well as to the crosstime associations in the context of identification the origins of puppet motive
in Alexander Tyshler’s mythologically inspired art.
Key-words: Alexander Tyshler, easel painting and graphic, theatricality, puppet, "enstrangement", show booth,
mystery play, integrated theatre construction.