Анотація:
Статья посвящена специфике теоретической валидизации измерительных
шкал. Такого рода валидизация предполагает прохождение следующих этапов:
подготовка теоретической базы, разработка и корректировка эмпирических
индикаторов, проверка конструктной валидности и ретестовой надежности,
описание специфики интерпретации полученных результатов. Основным отличием представленного в статье подхода от классической теории измерения,
используемой в социальных науках, является ориентировка на валидную теорию, а не на некую гипотетическую теорию, подлежащую проверке. В контексте используемой (валидной) теории осуществляются все этапы теоретической валидизации — начиная от выбора типа используемой шкалы и заканчивая особенностями интерпретации полученных результатов.
Эмпирический базис статьи — результаты теоретической валидизации комплексной 10-балльной шкалы, предназначенной для измерения степени усилий,
прилагаемых студентами в процессе учебы. В рамках разработки данной методики использованы данные одного качественного (изучение феномена обучения студентов в условиях ограниченного времени) и двух смешанных исследований (изучение поведенческих практик студентов, совмещающих работу и учебу, а также анализ влияния организационной структуры малых выпускающих
кафедр на особенности обучения студентов).