Целью настоящей работы является выбор технологии нанесения наноструктурированных покрытий взамен использующихся в промышленности в настоящее время. Выбор производился на основании аналитического обзора, определения мирового уровня научно-технических разработок и их адаптации к условиям нанесения покрытий на внутренние поверхности пар трения, работающих в условиях абразивного и коррозионного износа. Разработаны новые, запатентованные в Украине, плазменные технологические устройства различных типов для нанесения наноструктурированных покрытий на внутренние и наружные рабочие поверхности пар трения типа «цилиндр–поршень». Получены и испытаны на стенде экспериментальные образцы покрытий. Подтверждена их техническая эффективность. При использовании разработки в промышленности ожидается экологический и социальный эффект.
Метою роботи є вибір технології нанесення наноструктурованних покриттів замість покриттів, що використовуються в промисловості на цей час. Вибір технології було проведено на підставі аналітичного огляду, визначення світового рівня науково-технічних розробок і їх адаптації до умов нанесення покриттів на внутрішні поверхні пар тертя, що експлуатуються в умовах корозійного і абразивного зносу. Розроблено і запатентовано в Україні нові плазмові технологічні пристрої різних типів для нанесення наноструктурованних покриттів на внутрішні і зовнішні робочі поверхні пар тертя типу «циліндр–поршень». Експериментальні зразки покриттів випробувано в стендових умовах. Отримано підтвердження їх технічної ефективності. При використанні розробки в промисловості очікується екологічний і соціальний ефект.
The work aim is to select a technology for nanostructurized coatings as alternatives to the existing ones. The selection is based on an analytical review, determination of the world’s state of art and its adaptation for coatings on the internal surfaces of couples of friction in abrasive and corrosion wear. New, patented in Ukraine, various plasma technological devices for nanostructurized coatings on the internal and external working surfaces of couples of friction of the cylinder-piston type are developed. Experimental coatings are obtained and tested. Their technical efficiency is verified. Ecological and social effects of the development are expected to use in industry.