Предложен усовершенствованный вариант экспериментального метода исследования поворотного момента лопастей на моделях рабочего колеса поворотно-лопастной гидротурбины на основе современной миниатюрной электроники и беспроводных технологий. Приведен опыт внедрения предложенного метода на гидродинамическом стенде ИПМаш НАН Украины и результаты измерений величины поворотного момента для шестилопастной модели рабочего колеса ПЛ40. Для измерения момента применялся датчик тензометрического типа и модель рабочего колеса, разработанные специалистами ООО “Харьковтурбоинжинириг”. Экспериментальным путем на гидродинамическом стенде получены величины моментов поворота лопастей во всем поле универсальной характеристики. Измерены значения моментов поворота на разгонных режимах, а также значения моментов поворота от действия центробежных сил.
Запропонованo удосконалений варіант експериментального методу дослідження поворотного моменту лопатей на моделях робочого колеса поворотно-лопатевої гідротурбіни на основі сучасної мініатюрної електроніки і бездротових технологій. Наведено досвід впровадження запропонованого методу на гідродинамічному стенді ІПМаш НАН України та результати вимірювань величини поворотного моменту для шестилопатевої моделі робочого колеса ПЛ40. Для вимірювання моменту застосовувався датчик тензометричного типу та модель робочого колеса, розроблені фахівцями ТОВ "Харкiвтурбоінжінірінг". Експериментальним шляхом на гідродинамічному стенді отримані величини моментів повороту лопатей у всьому полі універсальної характеристики. Виміряні значення моментів повороту на розгінних режимах , а також від дії відцентрових сил.
An advanced variant of an experimental method of investigating the blades torque using models of the Kaplan turbine runner was suggested. The investigation is based on using modern miniature electronics devices and wireless technologies. The experience of implementing the method suggested on the hydrodynamic test bench at IPMash NAS of Ukraine and the results of measuring the torque for a six-blade model of the PL40 runner are given. The torque was measured using a strain gauge transducers and an runner model developed by LLC Kharkovturboengineering specialists. Experiments on the hydrodynamic test bench yielded the values of blade torques for the entire hill diagram range. The torque for acceleration conditions, as well as the torque vs. centrifugal force values was measured.