Статья посвящена звериному стилю раннего железного века, скифского времени. В статье рассматривается метод изучения развития художественного стиля древнего искусства через системное изучение многофигурных композиций. Исследуются изображения кочевых культур Саяно-Алтая, украшающих предметы вооружения, украшений, узды, предметов быта. Сравниваются классификации многофигурных композиций пазырыкской культуры, с одной, и алдыбельской и саглыбажинской-уюкской культур Тувы с другой стороны. Классификации анализируются хронологически, а также сравниваются по составу звериных образов, по материалу предметов, по частоте встречаемости разных типов композиции. Доказывается универсальность подхода для изучения вариантов звериного стиля евразийских степей. Выделяются сходства в классификациях и их различия, в том числе: аналогии композициям пазырыкской культуры в ахеменидской традиции искусства Древнего Ирана, в отличие от тувинских изображений. Выделяются на основе классификаций относительные периоды развития звериного стиля ранних кочевников на исследуемых территориях.
Багатофігурна композиція – це складна знакова система мистецтва стародавнього світу. У звіриному стилі мистецтва ранніх кочовиків цей вид зображень представлено обмеженим числом типів композиційних схем. Вивчення таких композицій Гірського Алтаю і Туви дозволяє розглянути цей вид зображень на репрезентативному матеріалі. Це надає можливість вивчення розвитку звіриного стилю даних регіонів. Стосовно до мети і завдань дослідження було розроблено класифікацію багатофігурних зображень для Гірського Алтаю і Туви, і проведено їх зіставлення, що дає можливість оцінити ступінь подібності та відмінності у проявах образотворчих особливостей звіриного стилю на території обох регіонів. Таким чином, у статті досліджується звіриний стиль Саяно-Алтаю шляхом вивчення й порівняння принципу формування знакових зображень декорованих предметів, що походять з пам’яток Південного Сибіру (Гірського Алтаю, Туви) VII-III ст. до н.е.
Multifigural composition is complicated symbol system of art of antic world. This form of images is represented by a limited quantity of types of composition schemes in the animal style of the art of early nomads. But the investigation of these types from Sayno-Altay region lets us to study this on the representative material. This helps to resource the animal style from these territories. The author created classifications of multifigural compositions for Pazyryk (Altay Mountains) culture and for Aldybelskaya and Saglybazhinskaya cultures of the Scythian time (Tuva Region). These classifications were compared, that gave possibility to understand difference and similarity of variants of art style from these archeological cultures. Thus, this article is devoted to study animal style, as the study of principles of shaping the symbol images by decorated artifacts came from antiquities of South Siberia by VII-III centuries BC.