Обсуждается проблема повышения надежности принятия решений по обеспечению безопасности
эксплуатации танкера активного ледового плавания. Контроль и прогноз развития ситуации реализуется
на основе данных динамических измерений в рамках принципа конкуренции. Моделирование динамики
взаимодействия судна с внешней средой осуществлено с использованием методов классической теории
управления, нечетких и нейросетевых моделей. Особое внимание обращено на поведение судна как
многорежимной динамической системы при интенсивных ледовых нагрузках.
Обговорюється проблема підвищення надійності прийняття рішень із гарантування безпеки експлуатації
танкера активного льодового плавання. Контроль і прогноз розвитку ситуації реалізується на основі даних
динамічних вимірювань у рамках принципу конкуренції. Моделювання динаміки взаємодії судна із
зовнішнім середовищем здійснено з використанням методів класичної теорії керування, нечітких та
нейромережних моделей. Особливу увагу звернено на поведінку судна як багаторежимної динамічної
системи при інтенсивних льодових навантаженнях.
The problem of increase of reliability of the decisions acceptance on a safety operation of the tanker of active
ice navigation is discussed. The control and forecast of development of a situation is realized on the basis of
the given dynamic measurements within the framework of a competition principle. The modeling of dynamics
interaction of a ship with external environment is carried out with use of methods of the classical theory of
management, fuzzy and neural network models. The special attention is inverted on ship behavior as
multimode dynamic system at intensive ice loadings.