На підставі добірки черняхівських поховань з антропологічними визначеннями досліджено вбрання представників різної
статі та зроблені деякі припущення щодо їхнього одягу.
В историографии черняховской культуры высказывались полярные мнения по поводу мужского и женского убора
и костюма. Согласно одному, ее носители хоронили не в одежде, а в саване, и поэтому погребальный инвентарь
не может служить основанием для реконструкции костюма. Второе, наоборот, признает, что именно различия в костюме представителей разного пола было этнографической чертой готов I—V вв. Называли различные признаки
погребального инвентаря — показатели пола, и их список постоянно менялся.
Существенное увеличение количества погребений, пол и возраст которых определены антропологами, стимулировало
обращение к данной теме.
Для уточнения признаков показателей пола проведен сравнительный анализ выборок мужских и женских погребений
и выявлены: мужские (предметы вооружения и игральные жетоны) и женские признаки (три фибулы,
зеркало, два прясла, клюковидная булавка, ключи и/или замки); признаки, присущие больше мужчинам (пряжки
поясные, одна или две, и обувные, кольца, шилья, иглы, ножи, монеты) или женщинам (две фибулы, бусы,
подвескиамулеты,
височные кольца, пряслица, ножницы, пинцеты), и общие (фибулы, бусины, браслеты, серьги,
гребни, точильные камни, игольники, детали шкатулок).
Для мужчин наиболее типичной была модель с пряжкой, для женщин — с двумя фибулами, убор с одной фибулой
одинаково характерен для обоих полов.
Мужчины чаще носили одежду, не требующую фибул. Скорее всего, это были узкие облегающие штаны на
кожаном ремне и нераспашная плечевая одежда. Треть мужчин захоронена в верхней одежде — плаще, застегивавшемся
на плече, что, возможно, диктовалось временем похорон. Некоторые мужчины похоронены с двумя
ремнями, один из которых предназначался для ношения оружия. Однако само оружие в могилу не клали. Нередко
к поясу прикрепляли нож в ножнах, а также поясную сумку с мелкими бытовыми предметами (игольники с иголками,
шилья, кремешки для кресала и пр.). Украшения (бусы, височные кольца) чаще носили взрослые мужчины,
с возрастом эта тенденция уменьшается. Кольца были популярны у представителей всех возрастных групп, их
носили на пальце правой руки. Украшения мужчин — металлические, серебряные или бронзовые, плоские прямоугольные
и подвески из монет, а также в форме миниатюрных ведерок.
У женщин преобладала одежда, застегивавшаяся на плечах двумя фибулами, — подобие римской столы или плащ,
накидка или, возможно, то и другое, надетое вместе. В половине случаев использовались однотипные фибулы. Иногда
такую одежду клали в могилу как «приношение». Кроме того, женщины носили верхнюю одежду — плащ, скрепленный
одной застежкой. Изредка убор зрелых женщин дополнял пояс, повидимому,
кожаный, с пряжкой. В случаях,
когда пряжек было две, одна могла застегивать поясную сумку. Женский убор дополняли ожерелья. Чаще их носили
молодые и взрослые женщины, как и проволочные кольца, вплетавшиеся в волосы. Бусами, вероятно, обшивали рукава,
их нанизывали в браслеты. Ручные браслеты делали также из среза розетки рога оленя, ножные — из бронзовой
проволоки. Кольца носили на пальце правой руки. Сумки с амулетами и мелкими бытовыми предметами (игольниками,
шильями, пинцетами, гребнями) подвешивались к поясу на веревке определенной длины и могли скрепляться
фибулой. Специфические женские украшения — подвески из одноцветного стекла в форме когтя (клыка), корзинкои
розетковидные, треугольные металлические, амулеты из раковин моллюсков Cypraea и Bolinus brandaris, роговые
пирамидальные, а также из зубов животных. Как и мужчины, женщины носили в ожерельях металлические «ведерки».
Обувь, судя по редким находкам пряжек на ногах, повидимому,
была одинаковой у мужчин и женщин.
Специфические признаки погребального инвентаря могут использоваться при определении пола детей и подростков,
который невозможно установить антропологически.
Regarding Chernyakhivska culture, there have been polar points of view expressed on male and female dress and costume.
According to one opinion, the bearers of this culture were buried not in clothes, but in shroud, so sepulchral inventory could
not serve as the basis for costume reconstruction. Another opinion, on the contrary, acknowledged that the very distinctions
in costumes of representatives of different sexes were the ethnographic feature of the Goths of the 1st—5th c. Various features
of sepulcral inventory were named, e.g. sex indexes, and their list was changing all the time.
Significant increase in the number of burials, sex and age of which were determined by the anthropologists, stimulated
revisiting this topic.
To specify features of sex indexes a comparative analysis of series of male and female burials was conducted and the
following was revealed: male (arms and playing counters) and female (three fibulae, a mirror, two spindle whorls, staffshaped
pin, keys and/or locks); features more peculiar to men (belt buckles, one or two, shoes rings, awls, needles, knives,
coins) or to women (two fibulae, beads, pendantsamulets,
temple rings, spindle whorls, scissors, and pincers), and common
features (fibulae, beads, bracelets, earrings, combs, grinders, needlecases,
and caskets details).
Model with a buckle was the most typical for men, while model with two fibulae – for women; dress with a single fibula
was equally typical for both sexes.
Men used to wear clothes without fibulae, most likely, narrow fitted trousers with a leather belt and nonpivoted
shoulders
cloth. One third of males were buried in overcoat, usually a coat that buttoned up on the shoulder, which probably was due to
the funeral time. In a number of cases, males were buried with two belts one of which was meant for carrying arms. However,
the weapon itself was not placed into the grave. Sheathes with knife and waist bags with small household items (needlecases
with needles, awls, flints and pieces of flint, etc.) were often attached to the belt. More frequently, they were adult males
who wore adornments (beads and temple rings) with a tendency towards elder men wearing fewer adornments. Rings were
popular within all age groups and were worn on the right hand. Male adornments were made of metal, silver or bronze and
shaped as flat rectangles, coin pendants and minibuckets.
Clothes for women were usually buttoned with two fibulae on the shoulders and were similar to Roman stola, coal, and
cloak or, possibly, a mixture of all put on at once. In half cases studied, fibulae were uniform. Sometimes, these clothes were
placed in the grave as an «offering». Women also wore overcoats clenched with one clasp. Belt was an important detail of
mature women adornments, apparently made of leather and with a buckle. In cases where there were two buckles, one of
them served as a buckle for a waist bag. Female set was adorned with necklaces. More often necklaces, as well as wire rings
which were entwined with their hair, were worn by young and adult women. Evidently, necklaces were used to do over
sleeves and were stringed into bracelets. Hand bracelets were also made of cuts of deers’ horn base while foot bracelets were
made of bronze wires. Rings were worn on the right hand. Bags with amulets and small household items (needlecases,
awls,
pincers and combs) were suspended to the belt with a rope of a certain length and could be fastened with fibulae. Specifically
female adornments were the following: pendants made of onecolour
glass in a shape of a claw (fang), basketshaped,
rosetteshaped,
triangle metal pendants, amulets made of Cypraea and Bolinus brandaris mollusk shells, pyramidal horn and
those made of animal teeth. Just as men, women wore metal «buckets» in their necklaces. Judging from rare finds of buckles
on the feet, both males and females wore the same kind of shoes.
Specific features of sepulchral inventory can be used when determining sex of children and adolescents when it is
impossible to determine it anthropologically.