Зроблено спробу встановити можливі «ритми пульсації» — переміщення сухопутними і водними шляхами часів Київ-ської Русі. Такі темпи залежали від багатьох об’єктивних та суб’єктивних обставин.
Во времена функционирования структур первой державы восточных славян торговые связи занимали важное
место в обеспечении всей государственной системы. Развивались и сухопутные, и водные магистрали. Это ка-салось как внутренних контактов между отдельными регионами, так и взаимоотношений со многими странами.
Но темпы движения на таких путях были различными — в зависимости от конкретных ситуаций и возможностей
передвижения.
Так, водный путь (Днепр—Черное море) от Киева до Константинополя занимал приблизительно 35—40 дней,
а в благоприятных условиях от столицы Руси до дельты Дуная движение могло осуществляться на протяжении 10
дней, а дальше — до столицы Византийской империи — еще не менее 15 дней.
Этот маршрут являлся составной частью намного более протяженной транспортной магистрали – знаменито-го средневекового пути «из варяг в греки». Экспериментально установлено, что из Великого Новгорода в Киев и
обратно купеческие флотилии могли «обернуться» на протяжении одной навигации, осуществив выгодные тор-говые операции на севере и юге восточнославянского мира.
А изучение информации о путешествии Ибн-Фадлана из Багдада к правителю Волжской Булгарии в 921—
922 гг., других арабских авторов, а также реальное прохождение маршрута от Булгара (Биляра) до Киева позво-лили вычислить темпы движения караванов по сухопутным магистралям — от 30 до менее 50 км, но в большин-стве случаев около 35 км в день. При этом следует учитывать обязательный отдых вьючных животных и людей
в определенных населенных пунктах, где также, вероятно, осуществлялись торговые операции. И в этом упо-мянутом случае караванщики и купцы пребывали в дороге не менее 4 месяцев, т. е. операция «туда — обратно»
осуществлялась в один сезон (здесь, как и у вышеназванных маршрутах, не учтено время пребывания торговцев
в конечных пунктах).
Но были и другие, неординарные ситуации, когда темпы движения возрастали. Так, после ослепления князя
Василька в 1097 г. в Белгороде Киевском и последующей переправе его во Владимир-Волынский, а также бегстве
князя Давида (инициатора этого преступления) из Киева туда же движение по стационарной дороге осуществля-лось в пределах 65—70 км в день.
Но и это не являлось «рекордом»: согласно «Поучения» князя Владимира Мономаха, он из Чернигова в сто-лицу Руси, к своему отцу, раз 100 преодолевал путь в 140 км за один день.
At the time when structures of the first state of the Eastern Slavs functioned, the trading routs played an important role in
supply of all the state system. Land and water arterial roads were developing. It concerned both the inner contacts between
separate regions, and the interrelations with many countries. However, the speeds of movement on such routs were different,
depending on concrete situations and resources of transportation.
Thus, the water-way (the Dnipro River – the Black Sea) from Kyiv to Constantinople took approximately 35—40 days,
while in favourable conditions transportation from the capital of Rus to the open of the Danube River could be fulfilled
during 10 days, and further, to the capital of Byzantine Empire, during more non less than 15 days.
This rout was a part of a much longer transportation main, a famous mediaeval trade route from the Varangians to the
Greeks. It has been experimentally proved that from Great Novgorod to Kyiv and back merchantmen’s fleets could get
during one navigation, having made profitable trading operations in the North and the South of the Eastern Slav’s world.
Study of the information of Ibn Fadlan about his journey from Baghdad to the ruler of Volga Bulgaria in 921—922, of
other Arabian authors, and also a factual tracing the rout from Bulghar (Bilyar) to Kyiv, allowed the author to calculate the
speed of movement of caravans on the land thoroughfares: from 30 to 50 km, but in most of cases near 35 km per day. At
the same time, obligatory rest-time of pack animals and people in certain settlements, where trading operations were also
probably made, should be taken into account. In this mentioned case caravanners and merchantmen spent not less than four
months travelling, i.e. the return journey took one season (here, as well as in the routs described before, the time of being in
destination points has not been considered).
ISSN 0235-3490. Археологія, 2010, № 2 42
However, there were other, extraordinary, situations when the speed of movement increased. For instance, after the
Prince Vasylko was blinded in 1097 in Bilgorod Kyivan and during his following convoy to Volodymyr-Volynskyi, and
during Prince Davyd, the initiator of this crime, escape from Kyiv to the same city, the movement on the permanent road
took 65—70 km per day.
However, it also was not a «record »; according to Pouchenie by the Prince Volodymyr Monomakh, to get to his father
he passed the route from Chernihiv to the capital of Rus about a 100 times at 140 km in one day.