В работе проведен сравнительный анализ основных статистических показателей развития НАН Украины и РАН после 1990 года: динамики составляющих их кадрового потенциала, финансирования, результатов деятельности. Комментируя предложения о передаче всей фундаментальной науки в университеты, авторы подчеркивают: от “пересаживания” науки из одного ведомства в другое ничего нового не возникнет, а ресурсы и возможности при этом можно только растерять. И если амбициозные декларации об инновационном пути развития не пустые слова, то нужно прежде всего решить вопрос о кардинальном улучшении финансирования науки, о повышении по крайней мере вдвое наукоемкости ВВП как в России, так и в Украине.
У праці наведено порівняльний аналіз основних статистичних показників розвитку НАН України і РАН після 1990 року: динаміки складових їх кадрового потенціалу, фінансування, результатів діяльності. Коментуючи пропозиції щодо передачі всієї фундаментальної науки в університети, автори підкреслюють: від “пересаджування” науки з одного відомства в інше нічого нового не виникне, а ресурси і можливості при цьому можливо тільки втратити. І якщо амбіціозні декларації стосовно інноваційного шляху розвитку не пусті слова, то необхідно насамперед вирішити питання кардинального поліпшення фінансування науки, підвищення щонайменше вдвічі наукоємності ВВП як в Росії, так і в Україні.
The work contains a comparative analysis of main statistical indicators on the NAS (National Academy of Sciences) of Ukraine and the RAS (Russian Academy of Sciences) since 1990: structural dynamics of their research staff, financing, performance. Commenting the proposal to transfer the whole basic science to universities, the authors emphasize that nothing new can appear from “replanting” science from one department to another one, but the resources and capabilities may really be lost. If ambitious declarations about the innovation model are not mere words, then it’s necessary to start up with resolving the problem of radical improvement with respect to research funding and increasing R&D intensity of GDP in Russia and Ukraine not less than twofold.