Приводится методика проведения в опытовом бассейне буксировочных испытаний, цель которых -- определение коэффициента остаточного сопротивления и смоченной поверхности глиссирующего судна. Отличительной особенностью методики является то, что буксировочные испытания проводятся с помощью двух геометрически подобных, но изготовленных в разных масштабах, моделей. Эффективность методики продемонстрирована на примере определения коэффициента остаточного сопротивления и смоченной поверхности глиссирующего тримарана, состоящего из выдвинутого вперед центрального корпуса и двух несимметричных боковых корпусов. По сравнению с традиционной методикой настоящая методика позволяет упростить технологию проведения буксировочных испытаний и повысить точность измерений.
Викладено методику проведення в дослiдному басейнi буксировочних випробовувань, метою яких є визначення коефiцiєнта залишкового опору i змоченої поверхнi глiсуючого судна. Вiдмiнною особливiстю методики є та обставина, що буксировочнi випробовування проводяться за допомогою двох геометрично схожих, але виготовлених у рiзних масштабах, моделей. Ефективнiсть методики продемонстровано на прикладi визначення коефiцiєнта залишкового опору та змоченої поверхнi глiсуючого тримарана, що складається iз висунутого вперед
центрального корпусу i двох несиметричних бiчних корпусiв. В порiвняннi з традицiйною методикою ця методика дозволяє спростити технологiю проведення буксировочних випробовувань i пiдвищити точнiсть вимiрювань.
The technique of realization in a ship-research station of towing-basin tests is resulted, the purpose of which is the definition of a factor of residuary resistance and wetted surface of a planning vessel. A distinctive feature of a technique is that the towing-basin tests are conducted with the help two geometrically similar, but manufactured in different scales, models. The efficiency of a technique is demonstrated on an example of definition of a factor of residuary resistance and wetted surface of a planning trimaran consisting of a pushed forward center casing and two asymmetrical lateral bodies. As contrasted to traditional technique the present technique allows to simplify technique of realization of towing-basin tests and to increase accuracy of measurements.