Представлены результаты исследования, направленного на создание компьютеризованного
оптического метода оценки накопленного усталостного повреждения. Показана возможность
прогнозирования остаточного ресурса элементов авиационных конструкций из плакированных
алюминиевых сплавов по деформационному рельефу поверхности вблизи концентраторов
напряжений. Для количественной оценки деформационного рельефа используются
параметры, характеризующие его насыщенность и фрактальную размерность.
Представлено результати досліджень, спрямованих на створення комп’ютеризованого
оптичного методу оцінки накопиченого втомного пошкодження.
Показано можливість прогнозування залишкового ресурсу елементів авіаційних
конструкцій з плакованих алюмінієвих сплавів по деформаційному
рельєфу поверхні поблизу концентраторів напружень. Для кількісної оцінки
деформаційного рельєфу використовуються параметри, які характеризують
його насиченість і фрактальну розмірність.
We present the results of study aimed at development
of a computerized optical method of
evaluation of the accumulated fatigue damage.
We show a possibility of predicting the residual
resource of aircraft components made from
clad aluminum alloys by the deformation relief
of their surface near stress raisers. For the quantitative
estimation of deformation relief we use
the parameters which characterize its saturation
and fractal dimensionality.