Используя опыт длительной эксплуатации АЭС с реакторами РБМК и ВВЭР, проанализированы
случаи повреждений трубопроводов из стали типа Х18Н10Т. Показано, что
основным механизмом повреждений сварных соединений трубопроводов из этой стали
является межкристаллитное коррозионное растрескивание. Причина таких повреждений -
совместное воздействие высокого уровня напряжений, заметное содержание кислорода в
теплоносителе и сенсибилизация стали в зоне термического влияния сварных соединений
трубопроводов. Рассмотрены компенсирующие мероприятия, позволяющие снизить отрицательное
воздействие межкристаллитного коррозионного растрескивания при эксплуатации.
Із використанням досвіду тривалоїексплуатації АЕС із реакторами РБМК та ВВЕР проаналізовано випадки пошкоджень трубопроводів зі сталі типу Х18Н10Т. Показано, що основним механізмом пошкоджень зварних з’єднань трубопроводів із цієї сталі являється міжкристалічне корозійне розтріскування. Причина таких пошкоджень - спільний вплив високого рівня напружень,помітний вміст кисню в теплоносії і сенсибілізація сталі у зоні термічного впливу зварних з’єднань трубопроводів. Розглянуто компенсуючі заходи, які дозволяють знизити негативний вплив міжкристалічного корозійного розтріскування при експлуатації.
The events of damages of pipelines from
Cr18Ni10Ni steel were analyzed using the experience
of prolonged operation of NPP with
RBMK and WWER reactors. It has been shown
that the main damage mechanism of welded
joints of pipelines from this steel is the intergranular
stress corrosion cracking. The reason for
such damages is a combined effect of the high
level of stresses, and a considerable content of
oxygen in coolant and steel sensitization in
heat-affected zone of piping welded joints. The
compensating measures which make possible
to minimize the intergranular stress corrosion
cracking negative effect during operation are
discussed.