Проанализированы результаты исследования по оценке влияния циклической нагрузки на интенсивность изнашивания стали 45 при однонаправленном скольжении в контакте с контртелом из этой же стали. Показано, что наличие как низкого, так и высокого уровня циклической нагрузки по сравнению с пределом выносливости приводит к понижению триботехнических характеристик исследованной стали, что, по мнению авторов, обусловлено ухудшением условий скольжения в контакте вследствие усталостных повреждений в поверхностном слое. Периоды начального упрочнения, зарождения трещины и ее роста, характерные для "чистой" усталости, присутствуют и на зависимостях интенсивности изнашивания от числа циклов нагружения при наложении усталости и трения.
Проаналізовано результати дослідження щодо впливу циклічного навантаження на інтенсивність зношування сталі 45 при однонаправленому ковзанні в контакті з контртілом із цієї ж сталі. Показано, що наявність низького і високого рівня циклічного навантаження у порівнянні з границею витривалості приводить до зниження триботехнічних характеристик досліджуваної сталі, що, на думку авторів, зумовлене погіршенням умов ковзання в контакті внаслідок пошкодження від утомленості у поверхневому шарі. Періоди початкового зміцнення, зародження тріщини і її росту, що характерно для “чистої” утоми, мають місце також на залежностях інтенсивності зношування від числа циклів навантаження при накладенні утоми і тертя.
We analyzed the results of experimenta study of the influence of cyclic load on the wear intensity of steel 45 for the case of unidirectional sliding in the contact with a rider made from the same steel. It is shown that the availability of both low and high levels of cyclic load, in comparison with the endurance level, results in the reduction of tribotechnic characteristics of the steel under study, which fact the authors attribute to deterioration of sliding conditions in the contact due to fatigue damage of the surface layer. Stages of the initial strain-hardening, crack initiation and crack propagation, which are intrinsic to the “pure” fatigue, are also observed in the dependences “wear intensity versus number of loading cycles” for superimposed fatigue and friction loading conditions.