Анотація:
Каждое предприятие в процессе своего функционирования и развития испы-
тывает на себе воздействия внутренних и внешних факторов, которые могут приводить к возникновению
различных отклонений от запланированного хода производства. Эти отклонения в поведении хозяйст-
вующего субъекта в общем случае могут улучшать его состояние, то есть быть положительными и прием-
лемыми, или ухудшать, то есть быть негативными и неприемлемыми. Казалось бы, что из этой сентенции
вполне логично вытекают задачи по направлению управленческих усилий на увеличение положительных
отклонений и ослабление отрицательных. Однако такая постановка вопроса была бы не только не кор-
ректной, но и в корне не верной. По нашему мнению, любые отклонения от плана сверх допускаемых
нормалей являются неоправданными, поскольку могут привести к перерасходу или недоиспользованию
ресурсов предприятия, что обязательно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции и эффек-
тивности работы предприятия в целом. Контроль уместен там, где фактическое состояние сравнивается с
намеченным планом, при условии, что цель состоит в уменьшении разности между этими двумя величи-
нами. Однако весьма сложно установить идеальную норму (стандарт), на основании которой можно было
бы судить об оптимальности того или иного плана по отношению к целям.