У статті аналізуються конститутивні аспекти соціального насилля у філософських концепціях минулого
та сучасності. Насилля розуміється як специфічна соціальна дія, за допомогою якої окремі індивіди, різні
соціальні групи, державні об’єднання людей стверджували своє існування, відстоювали і захищали власні
цінності та ідеали, культурне та матеріальне надбання, або навпаки – привласнювали собі створене іншими.
Визнано поліфункціональність та багаторівневе значення цього феномену в історії людства. Проведено
аналіз широкого та вузького змісту поняття даної категорії з категорією агресії.
В статье анализируются конститутивные аспекты социального насилия в философских концепциях прошлого
и современности. Насилие понимается как специфическое социальное действие, с помощью которого
отдельные индивиды, разные социальные группы, государственные объединения людей утверждали свое
существование, отстаивали и защищали собственные ценности и идеалы, культурные и материальные
приобретения, или наоборот – присваивали себе созданное другими. Определены полифункциональность
и многоуровневое значение этого феномена в истории человечества. Проведен анализ широкого и узкого
содержания понятия насилия, осуществлено сравнение данной категории с категорией агресии.
The article analyzes constitutive aspects of the social violence in philosophical conception of the past and the
present. The violence is considered as a specific social operation, with the help of which different individuals
and social groups, state associations of people confirmed its existence, asserted and defended their own values
and ideals, cultural and material properties, or on the contrary, appropriated everything that was founded by
others.It has been defined poli-function and multilevel significance of this phenomenon in the history of the
mankind. The wide and narrow content of conception of violence was analyzed. It was carried out the
comparison of this category with the category of aggression.