На основі попереднього аналізу пізньопалеолітичного матеріалу Клюсів зроблено спробу культурно-історичної реконструкції носіїв прадавніх традицій, що вписуються в коло конкретної пізньопалеолітичної культурно-історичної спільноти - радомишльсько-пушкарівської.
В статье осуществлена попытка на основе подробного анализа позднепалеолитических материалов известной стоянки Клюсы, исследовавшейся видным украинским археологом И.Г. Шовкоплясом, установить генетические связи с некоторыми памятниками Украинского Полесья. Характеристика инвентаря клюсовской кремневой индустрии показала, что ведущие типы орудий весьма близки к таковым прежде всего микролитического комплекса Пушкари 1: наблюдается высокое совпадение между остриями, представленными рядом серий, так называемыми прямоугольниками, резцами, пластинками с притупленным краем и другими изделиями. Встречаются прямые аналогии и в комплексе архаических микролитов Радомышля, хотя в данном случае имеют место некоторые различия, которые следует рассматривать, на наш взгляд, в хронологическом срезе. Указанный комплекс архаических микролитов Клюсов органически вписывается в круг позднепалеолитических индустрий радомышльско-пушкаревской культурно-исторической общности и представляет собой не что иное, как конкретный коллектив первобытных охотников на мамонтов, существовавший, вероятнее всего, на среднем этапе позднего палеолита.
On the basis of a detailed analysis of the late Paleolithic materials of the site, Kliusy, studied by а well-known Ukrainian archaeologist І. С. Shovkoplyas, an attempt to reconstruct the genetic connections with some sites at the Ukrainian Polesie (the forest zone) is made in the paper. The description of the implements of КПизу flint industry showed that the leading types of tools are close enough to the microlithic complex of Pushkari 1. The coincidence is retraced between the spikes, represented by a number of series of 50 called «rectangles», burins, plates with blunted edges, and other articles. The direct analogies are also met in the complex of archaic microlithics of Radomyshl’, though in this case there are some differences, which, in our point of view, should be considered in the chronological aspect. Thus, we may establish that the complex of the archaic microlithics of Kliusy is consequently blending with the circle of the late Paleolithic industries of Radomyshl’ - Pushkari cultural and historical community, and is the community of mammoth hunters, which existed during the middle stage of the Late Paleolithic.