Статтю присвячено аналізу різних підходів до визначення місця трипільської культури серед ранньоземлеробських культур доби міді—бронзи. Зокрема, розглянуто проблему використання відносно неї термінів
«цивілізація» та «протоцивілізація».
Статья посвящена анализу различных подходов к определению места трипольской культуры в системе раннеземледельческих культур эпохи меди—бронзы. Низкоэффективное земледелие «трипольцев», сомнительность существования протогородов, отсутствие трипольской монументальной архитектуры, письменности,
социальной стратификации (по крайней мере, в период BII—CI ), а также домашний характер ремесленного производства не позволяют применять термины «цивилизация» или «протоцивилизация» по отношению
к Триполью. Теоретические предпосылки «цивилизационного подхода» к трипольской культуре недостаточно обоснованы, разработка понятийного аппарата его представителями оставляет желать лучшего. Выдвинутая в среде профессиональных археологов гипотеза о существовании «трипольской цивилизации» доведена до
абсурда авторами псевдонаучных концепций.
The article is devoted to the analysis of different approaches to the determination of the place of Trypillya culture in
the system of early agricultural cultures of Copper and Bronze periods. Low-efficient agriculture of Trypillians,
doubtfulness of existence of proto-cities, absence of Trypillian monumental architecture, written language, social
stratification (at least in the period BII —CI ), as well as domestic character of handicraft production do not allow to
apply the terms “civilization” or “proto-civilization” to Trypillya. Theoretical background of “civilized approach”
to Trypillya culture is not cogent enouph, and the development of conception means by its representatives could
be much better. Hypothesis about the existence of “Trypillian civilization” proposed in sphere of professional
archeologists is carried to an absurdity by the representatives of pseudoscientific conceptions.