В статті подано спроби відновлення археологічних комплексів могильника та поселення черняхівської культури біля с. Дідівщина. Для цього було використано попередні публікації, архівні матеріали, які ще не залучалися, та колекцію речей, що походять з цієї пам’ятки. Це дозволило відновити опис індивідуальних поховань, окремих об’єктів і знахідок, досліджених на могильнику та поселенні. Результати, що отримано, надали змогу детальнішого аналізу культурно-етнічної належності пам'ятки, особливостей поховальних звичаїв її мешканців та часу існування могильника і поселення.
Изучение предыдущих материалов этого памятника в сравнении их с архивными материалами показало, что информация об этом памятнике не достаточно полная и может быть дополнена из источников, которые по разным причинам не были использованы в предыдущих публикациях. Во многих случаях эти материалы дали возможность почти полностью восстановить комплексы отдельных погребений, объектов и вещей, обнаруженных при исследовании памятника. Архивные материалы, в частности, позволили детализировать особенности погребальных обрядов могильника. Все исследованные В. Козловской погребения совершены по обряду трупоположения. Тем не менее наличие кальцинированных костей, вторично пережженной керамики и индивидуальные находки в культовом слое могильника позволяют утверждать о том, что могильник был биритуальным по своему характеру. Среди трупоположений ориентация на запад и север распределена приблизительно поровну. Из особых случаев следует отметить парное погребение, погребение с перекрещенными ступнями и погребение с подогнутыми прямостоящими коленями.
Лепная керамика из могильника и поселения находит аналогии в северо-западных культурах, в частности вельбарской. Комплекс датированых вещей позволяет определить существование памятника в IV в. н. э., вероятнее всего во второй его половине.
The study of the previous publications about this site and comparison between them and the archival materials have shown that the information about this site is not enough complete and can be supplemented from the sources which were not used in the previous publications for various reasons. In many cases, these materials allowed one to almost completely restore the complexes of individual burials, objects, and things which were found during the research of the site. In particular, the archival materials allowed one to detail the peculiarities of funeral rites of the burial ground. All burials investigated by V. Kozlovs’ka are performed by the rite of corpse laying. Nevertheless, the presence of calcined bones, the pottery burned for the second time, and individual finds in the cultural layer of the burial ground allow us to assert that the burial ground was biritual by its character. The corpse laying orientations toward the West and the North are distributed approximately in equal parts. Between the special cases we have to note a double burial, burial with contralateral soles, and burial with bent straight-standing laps.
The hand-made pottery from the burial ground and settlement has analogies in the Northwestern cultures, particularly in the Wielbark one. The complex of dating things allows us to determine the existence of the site in the limits of the IV century AD, very likely in its second half.