У статті на підставі аналізу різноманітних джерел розглядається питання про існування в Ольвії власного полісного і, зокрема, військового флоту. Публікуються деякі нові матеріали щодо морської справи ольвіополітів.
Будучи основанной «морским народом» и располагаясь на побережье, Ольвия не могла обойтись без собственного флота. Несмотря на скудость источников, мы все же можем составить о нем определенные представления.
VI в. до н. э. датируются наиболее ранние изображения боевых кораблей, происходящие с территории Нижнего Побужья. Вероятно, к этому времени можно отнести и создание полисного флота, о котором упоминают эпиграфические документы эллинистической эпохи. В состав этого флота входили боевые корабли и транспортные суда. Нужда в последних появилась, вероятно, тогда, когда в Ольвии приступили к широкомасштабному строительству жилищ, каменных оборонительных сооружений и общественных зданий. В декрете в честь Протогена упоминается и о практике найма полисом кораблей частных владельцев.
Основной базой флота была гавань Ольвии, существование которой в эпиграфических документах фиксируется, начиная с конца V в. до н. э. Есть основания предполагать, что гаванью обладало и Березанское поселение (Борисфен).
Анализ некоторых эпиграфических и, отчасти, археологических данных позволяет допустить участие флота Ольвии в ряде военных предприятий: попытке закрепиться на побережье Северо-Западного Крыма, отражении нашествия Зопириона, борьбе с пиратами, перевозке в город из Гилеи застигнутых внезапным нападением граждан И др.
Being founded by the «sea people* and situated on the sea coast, Olbia could not do without its own navy. Despite the scarcity of information, we, nevertheless, may imagine what it was.
The earliest pictures of fighting ships found in the territory of the Lower Bug reaches are dated from the 6th cent, B.C. Most likely, it was that very period when the polis navy mentioned tn epigraphic documents of the Hellenistic epoch was formed. That navy embraced both fighting ships and transport vessels. The latter became necessary, apparently, when Olbia initiated wide-scale erection of dwellings, stone defensive constructions and social buildings. Decree in the honor of Protogenus refers to the practice of leasing of ships belonging to private owners by the polis. The harbour of Olbia which existence is confirmed by epigraphic documents beginning with the late 5th cent. B.C. was the main base of the navy. There are grounds to suppose that the Berezanian settlement (Borysphen) had its harbor as well.
An analysis of some epigraphic and, partially, archaeological data, permits assuming participation of the Olbian navy in some military events: an attempt to secure the North- Western coast of the Crimea, a repulse of Sopyrion invasion, struggle against pirates, transport of dwellers taken unawares by sudden invasion from Hilea to the town and so on.