Стаття присвячена з'ясуванню об'єктивних характеристик одного з елементів явища, що с звичайним для більшості черняхівських могильників — т. з. «культового шару». Наведені характеристики не зовсім відповідають прийнятим в літературі поглядам на причини його появи.
В статье рассматриваются объективные характеристики одного из элементов могильников Черняховской культуры, т. н. «культового слоя». Характеристика представлена по трем основным параметрам — планиграфическое и стратиграфическое положение на могильнике, а также состав и характер сохранности находок из слоя. Описание произведено с учетом уже опубликованных памятников, архивных и фондовых материалов, а также результатов полевых исследований автора. Представляется, что в значительной своей части археологический комплекс слоя имеет явную связь с остатками трупосожжений. Проведенный анализ показал, что комплекс черт, характеризующих явление, не соответствует принятым в литературе представлениям о причинах, повлиявших на его образование. Представляется, что значительная часть противоречий, возникающих между объективными показателями культового слоя (и всего могильника как целостного комплекса) и его реконструируемой исторической детерминантой возможно снять, если допустить использование носителями Черняховской культуры иной модели обряда трупосожжения. Общепринято рассматривать сожжения культуры как остатки кремации на стороне. Характеристики слоя дают основания для предположения о том, что кремация могла совершаться на месте захоронения.
Objective characteristics of one of elements from burial mounds of the Chernyakhov culture, the so-called «cult layer», are considered in the paper. Characteristics are represented by three main parameters: planigraphic and stratigraphic position on the mound, composition of findings from the layer and type of their safety. Description is made with allowance for the already published relics, data from archives and funds. It is found that the archaeological set of the layer has obviously been connected with corpse cremation remains. The carried analysis has shown that a set of attributes characterizing the phenomenon is not in compliance with data from literature on reasons induced its formation. A considerable part of contradictions which arose between objective parameters of the cult level (and the whole mound as an integral set) and its reconstructed historical determinant may be removed if assume another model of corpse cremation rite used by carriers of Chernyakhov culture. It is generally accepted to consider culture cremation as remains of by-side cremation. Characteristics of the layer permit supposing that cremation might be made on the very burial place.