Статтю присвячено критичному аналізу реконструкції храму Юпітера Доліхена, запропоновану нещодавно Т. Сарновським і О.Я. Савелею в публікаціях, присвячених результатам археологічних досліджень на території сучасної Балаклави в 1996—1997 рр.
В настоящее время установлено, что римские войска во второй половине II—первой половине III вв. н. э. дислоцировались не только в Херсонесе, но и его окрестностях, в частности на территории современной Балаклавы. В 1996—1997 гг. здесь был раскопан строительный комплекс, два помещения которого Т. Сарновским и О. Я. Савелей были интерпретированы в качестве храма в антах, посвященного Юпитеру Долихену, располагавшемуся на священном участке — теменосе.
Но внимательное знакомство с опубликованными обмерным чертежом раскопанных строительных остатков, аксонометрическим изображением и реконструкцией показало их противоречие предложенной интерпретации. Если исходить из строгого анализа характера открытых строительных остатков, можно констатировать, что здесь было исследовано два помещения культового назначения, которые являлись частью большого строительного комплекса. В сугубо предположительном плане он может быть определен как здание «принципия кастелла», два помещения которого были превращены в армейское святилище. Характер взаимного расположения строительных остатков, наличие здесь скамей, найденные материалы и аналогии — все это свидетельствует о близости раскопанных помещений «scholae» римских военных лагерей, встроенных в комплексы принципий. «Scholae» обычно выполняли роль своеобразных клубов и одновременно являлись святилищами младших офицеров. Все они были построены по различным планам, но, как правило, имели апсидальные ниши, были снабжены скамьями, стенными росписями, статуями и алтарями, т. е. всеми теми атрибутами, которые располагали к отправлению сакральных действий и досугу. И «schola» римского кастелла на территории современной Балаклавы в этом отношении не составляла исключения.
At the present time, it is established that Roman troops were stationed not only at Chersonesos but also in its environs, in particular on the territory of the contemporary Balaklava, in the second half of the II century — first half of the III century AD. In 1996–1997, a constructional complex was excavated there, whose two rooms were interpreted by T. Samovsky and O. Ya. Savelei as a temple in antae, which was dedicated to Jupiter Dolichen and located at a sacred place — temenos.
But an attentive acquaintance with the published measuring plan of the excavated constructional remnants, their axonometric image, and reconstruction revealed their contradiction to the proposed interpretation. By starting from the strict analysis of the character of the found constructional remnants, we may state that two studied rooms had a religious function and were a part of the large constructional complex. In the especially assumptive respect, we can consider the last as a building of principium castell, whose two rooms were transformed into a military sanctuary. The character of mutual disposition of the constructional remnants, the presence of benches, the found materials, and some analogies testify to the closeness of the excavated rooms to scholae of Roman military camps, built in the complexes of principia. As usual, scholae played a role of peculiar clubs and simultaneously were the sanctuaries of junior officers. All they were built on various plans but, as a rule, had apsidal niches and contained benches, wall painting, statues, and altars, i.e., all attributes ingratiatory to the implementation of sacral actions and to a leisure. The schola of the Roman castell in the territory of the contemporary Balaklava presents no exclusion in this respect.