У статті розглядається проблема соціально-економічної ідентифікації кочівницьких суспільств та обгрунтовується думка про наявність окремого способу виробництва у номадів. Дається характеристика типам кочових імперій і окреслюються моделі їх розвитку.
Многолетняя дискуссия по вопросу об отнесении кочевников к рабовладельческой или феодальной формации окончилась безрезультатно и в настоящее время идентификация номадов с одним из двух названных способов производства не может считаться убедительной. Не вполне четкими представляются определения кочевых обществ в качестве позднепервобытных или раннеклассовых.
Кочевые общества являются эксплуататорскими, однако, в отличие от обычных классовых обществ, социальная система номадов базируется на угнетении соседей, как правило, данническим образом. В этом плане представляется возможным говорить о существовании у кочевников в эпоху расцвета номадизма особого «экэополитарного способа производства». Последнему соответствует специфическая форма воєнно-политической организации — «кочевая империя».
The discussion for many years concerning the problem on attribution of nomads to the slave-holding or feudal formation has ended in vain and at present identification of nomads with one of two mentioned methods of production cannot be regarded as a convincing one. Definitions of nomadic communities as late primitive or early class ones seem to be not quite comprehensive.
The nomadic communities are exploitative but unlike the usual class societies, the social system of nomads is based on the oppression of neighbour, as a rule bymeans of tributes. In this view it seems possible to dwell on the existence of a particular «exopolitary production method» in nomads in the epock of nomadism prosperity. The specific form of military-economic organization: «nomadic empire» corresponds to this method.