У статті виділено групу бронзових виробів з Нижнього Побужжя VI—V ст. до н. е., метал яких має штучне вміщення сурми, що, на думку автора, є характерною рисою певної школи ливарництва, притаманної якійсь групі бродячих майстрів.
В статье на основании сопоставления результатов спектрального анализа анэпиграфных дельфинчиков и наконечников стрел «базисного» типа и «ольвийского» зеркала из собрания Одесского государственного музея выделяется определенная школа литья, для которой одной из характерных черт есть использование сурьмяной лигатуры. Мастера этой школы вели подвижный образ жизни и распространяли свою деятельность на Ольвию, где изготавливали анэпиграфные дельфинчики и «базисные» стрелы, а также на скифские поселения и кочевья, где изготавливали острия стрел и вещи на вкус кочевников. Им же принадлежит и авторство «ольвийского» зеркала, поскольку металл, из которого его отлито, как и металл упоминаемых изделий, имеет искусственные примеси сурьмы.
The paper presents the results of a spectrum comparative analysis of anepigraphic «dolphins», arrowheads of the «basic» type, and a mirror from collection of the Odessa State Museum. Based on these results, the author argues a special school of castings existed in the above region. The usage of the antimony metallurgy was one of the main features of the school. The casters led a mobile way of life expanding their activity to Olbia where they produced the anepigraphic «dolphins» and the arrowheads of the «basic» type, and to the Scythian settlements and nomads’ encampments where they produced the arrowheads and other goods to nomads’ taste. The casters also produced the «Olbian» mirror: the metal of the mirror contains the same artificial additions of antimony as the above goods.