Праця присвячена вивченню фрагментів мармурового різьбленого декору Десятинної церкви, в результаті аналізу яких стало можливим продатувати їх часом будівництва храму і вважати статтею візантійського імпорту.
Статья посвящена изучению группы фрагментов резного декора первого каменного храма Древнего Киева. На основании анализа сюжетов и приемов моделирования пересматривается датировка некоторых из них, рассматривавшихся ранее как произведения повторного использования VI в. Вводится в научный оборот ряд неопубликованных материалов из раскопок М. К. Каргера 1938—1939 гг., большая часть которых, судя по всему, принадлежит мраморному саркофагу. Особенности его декора и формы во многом похожи на саркофаг Ярослава Мудрого. Это меняет сложившееся представление об уникальности последнего. Учитывая неоднократные летописные упоминания о погребении киевских князей в мраморных саркофагах, название храма «мраморяным», привлечение греческих мастеров, видимо, можно говорить об импортировании резных мраморов Десятинной церкви из Византии в период ее строительства.
The paper is devoted to the study of a group of fragments of curved decor that belonged to the first stone temple of ancient Kiev. An analysis of subjects and ways of simulation gave grounds to review dating of some fragments previously considered as works of repeated use of the 6th cent. Unpublished relics from excavations made by M. K. Karger in 1938-1939 (most of them, probably, belonged to the marble sarcophagus) are put to scientific circulation. Some properties of the sarcophagus decor and shape look like those of the Yaroslav, the Wise sarcophagus, which changes the steady conception on
the uniqueness of the latter. Proceeding from multiple records found in chronicles on burials of Kiev princes in marble sarcophagi, from the temple name «mramoryany» (made of marble), attraction of Greek craftsmen, it is, apparently, possible to consider curved marbles of the Desyatinnaya church imported from Byzatium in the period of its construction.