У статті розглянуто нову для Південно-Східної Таврики матеріальну культуру, що виникла в середині X ст. після загибелі салтово-маяцької та існувала до початку XI ст. Ця міська культура вважається археологічним еквівалентом згаданої в писемних джерелах Кримської Хозарії другої половини X ст.
В середине X в. в Юго-Восточном Крыму появляется новая материальная культура, не имеющая генетической подосновы в предшествующих праболгарских древностях этой части полуострова. Большинство салтовских поселений гибнет или забрасывается, а в стратиграфических разрезах городов фиксируются горизонты с новым материалом. Однако эта новая городская культура имеет черты, присущие тюркским средневековым культурам Восточной Европы, в частности, Северного Кавказа. Появление последних связано с переселением в Крым части северо-кавказских тюрок после похода 941 г. под руководством Песаха, описанного в Кембриджском Анониме. Таким образом, проанализированная в работе культура второй половины X — начала XI вв. может быть археологическим эквивалентом известной по письменным источникам Крымской Хазарии второй половины X в.
The new material culture began to emerge in the Southwest Crimea in the mid-tenth century. Generically, it was unrelated to the preceding Proto-Bulgarian antiquities of the Crimean territories. The majority of settlements of Crimean variant of the Saltovo-Maiaky Culture were ruined or deserted. New materials are fixed in the stratigraphical layers of the towns. However, the features of the new culture closely coincide with the early medieval Turkic cultures of Eastern Europe, the Northern Caucasus, in particular. It is attributable to the resettlement campaign of 941 described by the Cambridge Anonim. Thus, it seems that the culture of the second half of the tenth century/the beginning of the eleventh century is the archaeological equivalent to the Crimean Khazaria of the second half of the tenth century known from written sources.