Дана стаття — перша з серії, присвячених дослідженню питань стадіального членування первіснообщинного способу виробництва, який розглядається на двох рівнях. На одному — в системі «природа—суспільство», коли виділяються основні ступені освоєння природних багатств і енергії зовнішнього середовища та різнорідними типами техніки, для задоволення соціальних потреб. Це рівень суперформації: первинної (первісної), вторинної (класової) та третинної (безкласово-комуністичної). На другому рівні кожен суперформаційний спосіб виробництва розглядається за своєю соціальною еволюцією, як стадією становлення, розквіту і розкладу соціальних формацій, які виділяються як прогресивні.
В основе социально-исторической периодизации лежит принцип смены прогрессивных качественно различающихся стадий социальных структур —общественных формаций. Эта смена обусловлена определенными качественными ступенями развития производительных сил.
Концепция К. Маркса об общественных формациях, выражающая материалистическое понимание истории, содержит идею о двух рядах основных категорий, она получила слабое развитие в современной науке. Представляется, что данная идея отражает два уровня общности сущностей социального развития. На одном отображается главная суть социальных структур — отношения людей в обществе, степень их свободы и равенства, поэтому здесь первичная (первобытная), вторичная (антагонистическая, классовая) и третичная (коммунистическая) суперформации выражают ступени отношений в системе «природа — общество», связанных с прогрессом материального производства в освоении природных ресурсов для общественных потребностей (для социальной системы это способ освоения энергии внешней среды). Данная периодизация отражает диалектический закон отрицания отрицаний. На другом уровне выражена эволюция суперформационных способов производства как стадии их становления, расцвета и разложения (зарождение и вызревание элементов новой суперформации), причем каждая из таких стадий-формаций, выражая определенную ступень развития производительных сил, сохраняет главную суть суперформации, но различается ролью социальных групп в общественном производстве, поэтому смена формаций носит революционный характер,
В настоящей части на базе общей теории социального развития дана краткая характеристика способа производства первобытной суперформации, главная цель которого — освоение и расширение сферы пищевого производства, обеспечивающего расширенное воспроизводство народонаселения, как основного компонента системы производительных сил.
Производительные силы первобытности характеризуются ручными орудиями труда для выполнения элементарных механических операций. Развитие и совершенствование ручных орудий повышает эффективность труда и позволяет включить в переработку новые природные материалы. В пищевом производстве одомашниваются растения и животные, что включает в производственный процесс землю (пашни и пастбища). Осваивается технология создания качественно новых веществ (керамика, металл, ткани и др.) с использованием тепловой энергии. Производственные отношения отображают коллективные формы труда, особенно в пищевом производстве; постепенно расширяется сфера индивидуализации труда, больше в непищевом производстве (ремесле, экономически не дифференцированном). В целом продукт
производства имеет преимущественно экономически необходимую форму, обеспечивающую производителей. На определенной ступени появляется и расширяется отчуждаемый прибавочный (избыточный) продукт, принимающий первобытно-общественно-необходимую форму, поскольку направлен на расширенное воспроизводство народонаселения. В дальнейшем часть этого продукта приобретает экономическую форму добровольно-принудительной дани — безвозмездного изъятия продукта у производителей и присвоение его знатью.
A principle of change of progressive qualitatively differing stages of social structures — social formations — underlies socio-historical periodization. This change is due to definite qualitative stages in the development of productive forces.
The conception of K. Marx on social formations which expresses materialistic comprehension of the history contains an idea on two series of basic categories. The conception is weekly developed in modern science. It is supposed that the given idea reflects two levels of the community of essences of social development. The first level reflects the principal idea of social structures: relations among people in the society, degree of their freedom and equality, that is why primary (primitive), secondary (antagonistic, class) and tertiary (communist) superformations show here the stages of relations in the system "nature — society”, connected with the advance of the material production in the development of natural resources for social needs (for the social system this is the method to cope with the energy of environment). The given periodization reflects the dialectic law of negation of the negations. The second level shows evolution of superformational methods of production as a stage of their formation, prosperity and degradation (incipience and formation of elements of a new superformation). Each of such stages of formations expresses a certain stage of development of productive forces, preserves the main essence of superformation but differs in the role of social groups in the social production, that is why the change of formation is of a revolutionary character.
The given part of the paper presents a brief characteristic of the way of production of the primitive superformation proceeding from the general theory of social development. The main purpose of this way of production is to develop and expand a sphere of good production providing the enlarged reproduction of the population as a main component of the system of productive forces.
Productive forces of primitivism are characterized by the manual instruments of production for making elementary mechanical operations. The development and improvement of manual instruments increases the labour efficiency and permits new natural materials to be processed. Plants and animals are domesticated for needs of food production, which involves soil (plough lands and pastures) into the production process. Methods for creation of qualitatively new substances (ceramics, metal, fabrics, etc.) using heat energy are developed. Relations of production reflect collective forms of labour, especially in food production; a sphere of labour individualization is gradually extended, most of all —in the food production (a trade which is economically nondifferentiated). As a whole the product is primarily of economically necessary form providing the producers.
The alienated surplus (rebundant) product appeares and gets wider at a certain stage. It (the product) takes the primitive-social-necessary form, as is directed to enlarged reproduction of the population. In the future a part of this product acquires an economic form of a voluntarily-forced tribute — gratuitous expropriation of the product from the producers and its appropriation by nobility.