На підставі вивчення різноманітних зображень на ольвійських монетах зазначеного часу розглядаються їх художні особливості та символіка у взаємозв'язку з релігійними поглядами ольвіополітів.
В статье анализируются различные монеты Ольвии, свидетельствующие о довольно сложной, многообразной и постоянно меняющейся системе символов при сохранении главных элементов — колеса и дельфина в их взаимосвязи с культами Аполлона Иетрос и Аполлона Дельфиния. На основании изучения художественных особенностей изображений божества, в частности Афины и ее апотропея — маски Горгоны, Геракла, Деметры, Аполлона, сакрально-полисной эмблемы (орел над дельфином) авторы считают, что ольвийские художники, хотя и следовали в определенной мере известным в эллинском мире образцам, все же сумели показать и особый стиль, и собственное представление об образах мифологических персонажей и мастерство. Особенно следует отметить, что, получив от своей метрополии Милета в VI в. до н. э. своеобразный творческий заряд, ольвийские мастера создали уникальный символ — бронзовую литую модель дельфина, способствовавшего развитию культа верховного патрона Ольвии Аполлона Дельфиния и расширению денежного обращения в этом полисе. Под влиянием другого культурного центра — Афин на ольвийских монетах появилась новая символика, однако ее художественное воплощение носило самобытный характер. Рассмотренные изображения помогают глубже понять культурно-политические связи Ольвии с Афинами и выяснить своеобразие творчества местных мастеров, которые дополнили известные в античном мире образы божеств новыми художественными чертами и символами.
Various coins from Olbia are analyzed in this paper. They demonstrate a complex, diverse and constantly varying system of symbols, though keeping to principal elements: a wheel and a dolphin in their interaction with the cults of Apollo Yethros and Apollo Dolphinius. Tne authors have studied artistic features of images of deities, particularly of Athena and its apothropeum as Gorgon’s mask, of Heracles, Demeter, Apollo, a sacral-polis emblem (an eagle above a dolphin) and came to the conclusion that Olbian artists, though followed to some extent the examples widely known in the Hellenic world, nevertheless could show their particular manner and their own imagination of mythological characters and demonstrated their skill. It should be emphasized that having got a peculiar artistic «spur» from their metropolis Mileta in the 6th cent. B. C., Olbian artists created a unique symbol, namely, a bronze-made cast imitation of a dolphin, which contributed to development of the cult of Apollo Dolphinius, the superior patron of Olbia, and expansion of the monetary circulation in that polis. The influence of another centre of culture, Athens, promoted the appearance of new symbols on Olbian coins, but their artistic embodiment was of distinctive character. The images analyzed help us to comprehend deeper cultural and political relations of Olbia and Athens and to elucidate peculiarities of art of local artists who added new artistic features and symbols to images of deities already known well in the antique world.