У статті йдеться про нові знахідки жіночої пластики на поселеннях розвинутого Трипілля у Побужжі та межиріччі Південного Бугу і Дністра.
В религиозной системе первобытного земледельца наиболее важную роль играл культ плодородия. В обрядах этого культа трипольской культуры широко использовались женские статуэтки. Ритуальное действие состояло и в добавлении зерен к керамической массе, из которой изготавливались фигурки. Впервые на это было указано С. Н. Бибиковым. Однако, если во времена раннего Триполья (Лука-Врублевецкая, Бернашевка) зерно подмешивали обильно, на более развитом уровне этой культуры их стали вдавливать в женские фигурки по отдельности, в частности в области гениталий. Это, с одной стороны, является ярким утверждением единства образов «Земля» и «Мать». С другой стороны, сравнение материалов ранней и средней трипольских культур (BI—BII, ВІІ) дает возможность зафиксировать эволюцию ритуала важнейшего культа поры раннего земледелия — культа плодородия, впервые в археологической практике.
On the religion system of savage agricultural man the cult of fertility played the most important role, On ceremonies of this cult of Tripolian culture the female statues were widely used. The best way of reproducing of such practice was the adding of corns to the ceramic mass of the bigures. The first person who mentioned it was S. М. Bibikov. But, if in the early Tripolie (Luka-Vrublevetska, Bernashivka) corns were adding generously, then on the developed level of the culture (Vilshanka, Tsvizhin, Voroshylivka) corns were squeezing separately in the body of statues, particularly in the place of genital. On one hand it’s the bright approvetions «Earth» and «Mother» and on the other, the comparison of the early Tripolie (A) and the middle Tripolie (BI—BII, ВII) materials gives an opportunity to fix for the first time in the archaeological practice, the evolution of the rite of the most important early agricultural cult of the fertility.