Стаття присвячена характеристиці загальних та особливих рис пізньопалеолітичного мистецтва.
В статье рассматриваются общие черты позднепалеолитического искусства как высокоразвитой художественной системы. На примере многих памятников позднего палеолита Европы рассмотрены особенности воплощения фигуративных изображений в реалистической и схематической манерах исполнения.
Основное внимание уделено определению принципов организационно-пространственного построения художественных фигуративных композиций монументальных пещерных комплексов Франции и Испании. На примере высокохудожественных пещерных комплексов позднего палеолита прослежено применение и развитие различных художественных концепций построения фигуративных пещерных композиций с использованием своеобразия морфологии пещерных поверхностей как основы для создания монументальных ансамблей различной архитектоники. В качестве таковых детально рассмотрены сложные фигуративные композиции грота Шове, расписной плафон Альтамиры, художественные композиции Черного салона НИО, фризы Ляско. Прослежено использование определенных универсальных художественных приемов построения пещерных фигуративных композиций с широким применением различных планов, перспективы, условных горизонталей и вертикалей, ритма при кадрировке фигур.
Значительное внимание в статье уделено также роли искусственного освещения подземных художественных композиций. Показано, что при различных вариантах освещения пещерные творения могли визуально восприниматься как отдельные законченные композиции, или ряд композиций, объединенных в единый сложный художественный ансамбль. Предложено несколько принципиально различных вариантов освещения, которые, возможно, имели определенное смысловое значение.
In the article general features of arts of the Late Paleolithic as a well-developed art system are considered. On the example of a great deal of monuments of the Late Paleolithic Time in Europe peculiarities of embodying the figurative representations, performed in realistic or schematic manners, are discussed.
The main attention is paid to the determination of principles of an organizative — spatial construction of art figurative compositions in the monumental cave units in France and Spain. An application and development of various art conceptions of construction of figurative cave compositions, which use an originality of either morphology of cave surfaces as a base for creation of monumental units of diverse architectonics, is traced on the example of high-art cave units. As such, complex figurative compositions of the Shove Grotto, the pained plafond of Altamira, the art compositions of the Black Salon of МТО, the Liasco friezes are considered in detail. Using certain universal art methods for the construction of cave figurative compositions (with wide application of various planes, of perspective, of conventional horizontal and vertical lines, of rhythm under figure framing) is traced through.
Much prominence in the article is given to a role of the artificial lighting of underground art compositions. It is shown, that under various modes of lighting the cave creations could be visually grasped both as separate finished compositions and as a number of compositions, integrated into a single complicated art ensemble. It is suggested some basically different modifications of lighting, which, possibly, could have certain shades of meaning.