Проблема інтерпретації скорчених поховань у некрополях античних міст Північного Причорномор’я дискутується тривалий час. З приводу їх інтерпретації існує кілька точок зору. Автор, проаналізувавши матеріал, пропонує своє бачення проблеми.
Статья посвящена интерпретации группы скорченных погребений IV в. до н. э., открытых на Северном берегу Херсонеса. Большинством исследователей они традиционно связывались с представителями негреческого населения. Правда, в конце 60 — начале 70-х годов и позднее некоторые авторы, специально занимавшиеся этим вопросом, сделали вывод об их греческой принадлежности. Однако в начале 80-х годов А. А. Зедгенидзе и О. Я. Савеля снова вернулись к изучению этой группы памятников и на основании недостаточно критического анализа отнесли их к таврскому населению Херсонеса.
Использовав сравнительный материал и данные не только по Херсонесу, но и другим античным центрам, а также учитывая закон неравномерности социально-экономического и культурного развития различных обществ, автор пришел к выводу, что есть все основания связать эту группу захоронений не с каким-то определенным этносом, а, скорее всего, с количественно небольшой социально зависимой группой населения. Он предполагает, что указанные погребения можно рассматривать в качестве захоронений домашних рабов, которые жили в семьях граждан полиса и вследствие этого их хоронили в семейных погребальных сооружениях не только на территории некрополя. Если это предположение справедливо, то нужно признать, что в IV в. до н. э. Херсонес еще не достиг того уровня социально-экономического развития, при котором основной формой частнособственнической эксплуатации становится рабство классического типа.
The paper is devoted to interpretation of writhen positions in a group of burial places of the 4th cent, В. C. excavated on the northern coast of the Chersonese. On tradition most of researchers attributed that group to non-Greek population. True, in late 60s and early 70s and later some authors engaged particularly in that problem came to the conclusion about their Greek attribution. In early 80s A. A. Zedganidze and O. Ya. Savelya have again returned to the study of that group of burial places and proceeding from the insufficiently critical analysis of data attributed them again to Taurian population of the Chersonese.
Using comparative findings and data concerning not only the Chersonese, but also other antique centers, and taking into account a law of the uneven socio-economic and cultural development of different societies, the author has come to the conclusion that there are all grounds to attribute that group of burials not to a certain ethnos but rather to a numerically small socially independent group of population. The author considers that, supposedly, the mentioned burials may be treated as graves of home slaves who lived in families of citizens of the poll's and so were buried in the family sepulchers not only in the territory of the necropolis. If this assumption is true, we are to acknowledge that in the 4th cent. В. C. the Chersonese still did not reach that level of socio-economic development at which slavery of the classic type became a basic form of private-ownership exploitation.