ублікація присвячена одному з найбільш проблематичних аспектів вивчення трипільської культури — застосуванню трипільцями колеса. Археологічні знахідки, зроблені, зокрема, в процесі досліджень поселень Середнього Побужжя, переосмислення раніше одержаних даних, дозволяють звернутися до проблеми і спробувати зробити попередні висновки.
Вопрос об использовании колеса в трипольской среде в современной литературе лишь поставлен. Его предварительное позитивное решение основывалось на параллелях с сопредельными территориями Северопричерноморской энеолитической зоны (В. И. Маркевич, В. А. Дергачев, В. Я. Сорокин) и на оценке общего экономического уровня развития трипольского общества (Т. Г. Мовша). Археологическим подтверждением знакомства носителей трипольской культуры с колесом могут служить находки миниатюрных моделей колесиков. Продолжительное время оставалось неясным, каким изделиям они принадлежали. Находка в комплексе площадки № 9 среднетрипольского поселения Ворошиловка зооморфной статуэтки с отверстиями-втулками в ногах и моделей колесиков позволила автору, учитывая аналогии из древнейших обществ Старого и Нового Света, реконструировать их как культовую фигурку на колесах. Таким образом, проблема использования колеса носителями трипольской культуры в определенной степени объяснена, оставив, вместе с тем, открытым вопрос о существовании колесного транспорта.
The problem on usage of a wheel in Tripolie is only posed in the present-day literature. Preliminary positive solution of the problem was based on parallels with adjacent territories of the Northern Black Sea aneolithic zone (V. I. Markevich, V. A. Dergachev, V. Ya. Sorokin) and on the estimation of the general economic level of development of the Tripolian society (T. G. Movsha). Findings of miniature imitations of wheels serve as archaeological proof of the fact that the Tripolian culture carriers knew a wheel. It was vague for a long period of time to what products those imitations of wheels belonged. A finding of a zoomorphic statuette with holes-bushes in legs and imitations of wheels in an assemblage of plot No. 9 from the mid-Tripolian settlement Voroshilovka permitted the author to reconstruct those things as a .cult statuette on wheels. So, the problem on use of a wheel by carriers of Tripolian culture is explained to a certain extent, though the though the problem on existence of a wheeled transport is still leaved open.