Статтю присвячено діонісійським сюжетам різних пам'яток торевтики із скіфських курганів V—IV ст. до н. е. Аналізуються основні типи зображень і відзначається їх роль у культурі скіфського населення.
В статье рассмотрены различные произведения торевтики из скифских курганов с дионисийскими сюжетами. К ним относятся изображения головы самого бога Диониса (четыре типа) и его ближайших спутников — сатиров (три типа). Помимо этого из курганов происходят фигуры менад и многофигурные композиции с ритуальными сценами культа Диониса. Анализ образов и количество памятников, найденных в погребальных комплексах конца V—IV вв. до н. э., позволил сделать вывод, что представители эллинизированной знати широко восприняли религию этого бога и, видимо, понимали ее суть. Вполне вероятно, что такое обилие дионисийских сюжетов на различных категориях вещей объясняется целенаправленной пропагандой эллинами вакхических мистерий в скифской среде.
The paper presents various toreutics findings from the Scythian mounds which depict Dionysiac plots. The findings include representations of a head of god Dionysus himself (four types) and of satyrs, his closest satellites (three types). Besides this, there were found statuettes of menads and multifigure assemblages with ritual scenes of the Dionysus cult. An analysis of images and the number of relics found in burial assemblages of the late 5th and 4th cent. В. C. has permitted concluding that representatives of the hellenized nobility welcomed religion of this god and, apparently, comprehended its essence. It is quite possible that such an abundance of Dionysiac topics on various categories of things was a result of purposeful dissemination of the Bacchic mysteries by the Hellenes among the Scythians.