У статті здійснено узагальнювальний огляд відкритих
кам’яних та керамічних посудин, знайдених на священних
ділянках Ольвії, уточнено їх датування у межах кінця
VI―V ст. до н. е. Ідеться про перирантерії ― посудини
для води на кшталт неглибоких блюд, що встановлювалися на вертикальних ніжках-п’єдесталах та використовувалися під час ритуальних дій. Зроблено спробу їх
функціональної атрибуції стосовно культів, що відправлялися в Ольвії.
Из раскопок Ольвии происходит серия керамических и каменных, преимущественно мраморных, больших открытых сосудов в форме неглубоких чаш, которые устанавливались на высоких ножках-пьедесталах. На керамические сосуды нанесен штампованный декор по внешней стороне края; обычно он состоял из нескольких
рельефных поясов — ионийского киматия (ов), одного или двух шнуров жемчужника; у мраморных сосудов по
внешней стороне края была обозначена только профилировка. Такие сосуды в современной литературе принято
интерпретировать в качестве перирантериев (perirantheria). Согласно условиям находок и стилистике орнамента,
наиболее ранние из известных сосудов относятся к позднеархаическому времени. Пик их использования приходится на V в. до н. э.
В Ольвии перирантерии обнаружены на двух культовых участках, Западном и Южном теменосах, в ботросах и
в культурных напластованиях. Безусловной является их принадлежность к культовому инвентарю. Широкий круг
аналогий, известный по памятникам Средиземноморья, свидетельствует, что перирантерии предназначались для
священной воды, которая использовалась для ритуальных омовений перед началом жертвоприношений и после
таковых. Следы горения на керамическом сосуде, происходящем из Западного теменоса, подсказывают, что на
каком-то этапе своей эксплуатации он мог использоваться и в качестве алтаря для сожжения пожертвований.
В позднеклассическое — эллинистическое время частью ежедневного быта становятся лутерии (louteria) —
идентичные по форме сосуды для воды, также изготовленные из керамики и камня, преимущественно мрамора,
но меньших размеров. Эти сосуды стояли на высоких подставках-пьедесталах, часто проработанных в виде каннелированных колонок. Контекст таких находок связан преимущественно с жилыми домами как в Средиземноморье, так и в Ольвии, что позволяет высказать предположение об изменении их функционального использования. Кроме того, изучение ольвийской коллекции ритуальных сосудов открывает еще одну неизвестную страницу
номенклатурного состава товаров, привозимых в Ольвию.
From Olbia’s excavations comes a series of ceramic and stone, mostly marble, large open vessels in the shape of shallow
bowls, which were installed on high pedestals. On ceramic vessels the stamped decor on the outside of the edge; it usually
consisted of several relief belts – Ionic cymatium (ovolos), one or two pearl cords; in the case of marble vessels, only
profiling was marked on the outer side of the edge. Such vessels in the modern literature are interpreted as perirantheria.
According to the conditions of the finds and the style of the ornament, the earliest of the known vessels belong to the late
Archaic period. The peak of their usage falls on the 5th century BCE. In Olbia, perirantheria have been found in two cult sites, the Western and Southern temenoi, the botroses, and the
cultural strata. Their belonging to the cult inventory is unconditional. A wide range of analogies, known from the monuments
of the Mediterranean, indicate that the perirantheria were intended for sacred water, which was used for ritual ablutions
before and after the sacrifices. Traces of burning on a ceramic vessel originating from the Western Temenos suggest that at
some stage of its operation it could be used as an altar for burning offerings.
In the late Classical and Hellenistic periods, louteria became a part of everyday life – identical in shape water vessels,
also made of ceramics and stone, mostly marble, but smaller in size. These vessels stood on high pedestals, often designed
as fluted columns. The context of such finds is mainly related to residential buildings in both the Mediterranean and Olbia,
which suggests a change in their functional usage. In addition, the study of the Olbian collection of ritual vessels opens
another unknown page in the nomenclature of goods brought to Olbia.