Стаття присвячена публікації матеріалів одного з поховань Шишацького могильника, виявленого під час
досліджень. Поховання 112, що датується кінцем
IV — першою половиною V ст. н. е., належить до групи
орієнтованих на захід черняхівських захоронень, до інвентарю яких входили скляні кубки провінційно-римського
виробництва.
В 2014 году на территории Шишацкого могильника скифского времени и черняховской культуры исследовано
погребение 112. Оно принадлежало женщине 18—20 лет. Физиологической особенностью покойной было наличие 34 зубов (18 на верхней и 16 на нижней челюстях).
На участке размещения кисти правой руки умершей найден стеклянный тонкостенный кубок усечённой
конической формы объёмом 0,6 л. Изделие украшено разноцветными стеклянными каплями овальной формы
светло-коричневого, светло-голубого и интенсивно-голубого цветов. Полихромность цветных капель более характерна для продукции западноримских провинциальных мастерских.
Характер орнаментальной схемы и качества исполнения может указывать на относительно позднее время изготовления изделия. Отсутствие прямых аналогий позволяет, по нашему мнению, выделить новый тип стеклянных кубков с цветными каплями — «Тип Шишаки-112».
Очевидно, погребение 112 относится к группе наиболее поздних погребений Шишацкого могильника. Её точная датировка вследствие отсутствия известных прямых аналогий стеклянного кубка из погребения несколько
усложнена. Однако нам кажется, вполне допустимым отнести комплекс к гуннскому времени в хронологических
рамках конца IV — первой половины V ст. н. э.
Обряд вкладывания стеклянных и глиняных кубков в руки умерших зафиксирован только на Шишацком некрополе и не встречается на других погребальных памятниках черняховской культуры. Причём эти кубки выявлены только в женских погребениях (112, 39 и 60) из Шишак. Возможно, этот обряд связан с представлениями
местного населения об участии умерших женщин в потусторонних пирах.
Наличие импортного стеклянного кубка провинциально-римского производства в погребении 112 свидетельствует о контактах варварского окружения Римской империи (военного или торгово-обменного характера)
с провинциями. Также 112 погребение Шишацкого могильника очередной раз демонстрирует, что после прихода гуннов местное варварское оседлое население оставалось в рамках своего догуннского ареала расселения
и, очевидно, не испытало заметного (в археологическом проявлении) упадка или значительных притеснений со
стороны пришельцев. Наличие находок провинциально-римского производства, в частности стеклянных кубков,
возможно, свидетельствует об участии местного населения в походах гуннов на провинции Римской империи.
In 2014 the burial No. 112 was excavated on the territory of the Shyshaky cemetery of Scythian period and Cherniakhiv
culture. A woman aged about 18—20 was buried there. The interesting fact is that this woman had 34 teeth (18 on the upper
jaw and 16 on the lower jaw).
Near the right hand of the woman a conical glass cup with a capacity of 0,6 liters was found. The item is decorated with
glass drops of different colours: amber, light-blue and deep blue. Polychromy of coloured drops is common for wares of the
west Roman workshops.
The scheme of ornaments and the quality of this item indicate that it was made in the later period. There are no analogies
and that’s why here we can mention a new type of glass cups with coloured drops the «Shyshaky-112 type».
Obviously, the burial No. 112 belongs to the group of the latest burials of the Shyshaky cemetery. It is difficult to date this
burial correctly because there are no analogies of such items. However, it is reasonable to assume that this complex belongs
to the Nuns time (the end of the 4th — first part of the 5th centuries)
The rite of placing glass and clay cups into the hands of dead people was stated only at the Shyshaky cemetery and is not
common for other sites of Cherniakhiv culture. It is also interesting that such cups were found only in the burials of women (112,
39, 60). Maybe such a rite is connected with representation of local people about the dead women taking part in ritual feasts.
The presence of this glass cup of provincial-Roman production in the burial No. 112 proves that there were military
and trading relations between provinces of Roman Empire and barbarians. It also should be mentioned here that local
people stayed on the same territory and they didn’t have significant decline after the arrival of the Huns. It is possible that
the presence of items of provincial-Roman production (glass cups) indicates that local people took part in campaigns of the
Huns to the provinces of the Roman Empire.