Статтю присвячено публікації колекції архітектурної
теракоти, що походить з розкопок Ольвії у другій половині 1920-х рр. та зберігається в Миколаївському краєзнавчому музеї «Старофлотські казарми». Більшість
колекції складають декоративні деталі, що прикрашали житлові будинки ранньоелліністичного часу. Сучасні
дані дають підстави стверджувати, що такі деталі виготовлялися не в Ольвії, як вважалося раніше, а належали імпорту із західнопонтійських полісів, Месамбрії та
Аполлонії Понтійської.
Статья посвящена введению в научный оборот коллекции терракотовых архитектурных деталей, происходящих
из раскопок Верхнего города Ольвии во второй половине 1920-х гг. Археологические исследования проводились
Научным советом при Всеукраинской Академии наук по плану, предложенному Б. В. Фармаковским после возобновления раскопок Ольвии в 1924 г. Две из деталей, фрагменты полихромных сим позднеархаического времени, скорее всего, имели отношение к культовым монументальным сооружениям Западного теменоса и были
найдены в слое его разрушения.
Остальные детали найдены при раскопках жилых домов в центральной (раскопы А, Г, Д) и северо-восточной
части города (раскоп И). Это фрагменты черепицы с фронтальными карнизами (eaves tiles), фасадные части
которых украшены рельефными орнаментами двух вариантов — ионийским киматием с жемчужником (Ionian
cyma with pearls) и меандром, в метопах которого размещены буквы или четырех- и восьмилепестковые пальметты
в форме звезд. К категории черепицы относится лицевой пятиугольный антефикс (pentagonal antefix) с рельефным
изображением маски Афины в шлеме и половинными цветами лотосов по бокам. Обнаружены также фрагменты
водосточных желобов (симы — simas) — фасадная часть с маской сатира и водомет (water-supply), оформленный в
виде головы льва с открытой пастью.
Керамические архитектурные детали, служившие украшением и являвшиеся составной частью перекрытия
крыш жилых домов, получили широкое распространение в Ольвии во второй половине IV—III в. до н. э. Такие
детали известны также практически во всех античных центрах Западного Причерноморья. Современные керамологические исследования аналогичной архитектурной терракоты из Месамбрии и Аполлонии Понтийской
определили ее местное производство. Полученные данные позволили откорректировать не только информацию о
ремесленном производстве в Ольвии, поскольку такая черепица традиционно, вслед за И.Б. Брашинским, относилась к местному керамическому производству, но и предложить новое направление черноморской торговли керамическими строительными материалами. Другим важным для Ольвии направлением являлся импорт черепицы
из Синопы.
The article is devoted to the introduction into scientific circulation of a collection of terracotta architectural details from
the excavations of the Upper City of Olbia in the second half of the 1920-ies. Archaeological research was conducted by
the Scientific Council of the All-Ukrainian Academy of Sciences according to the plan proposed by B. V. Farmakovskyi
after the resumption of excavations in Olbia in 1924. Two of the details, fragments of polychrome simas of the Late Archaic
period, most likely were related to the cult monumental structures of the Western Temenos and were found in the layer of
its destruction.
The remaining details were found during excavations of residential houses in the central (excavation sites A, H, D) and
north-eastern part of the city (excavation site I). These are fragments of eaves tiles, the facades of which are decorated with
embossed ornaments of two variants — Ionian cyma with pearls and meander, in the metopes of which are placed letters or
four- and eight-petalled palmettes. The tile category includes a pentagonal antefix with a relief image of an Athena mask in
a helmet and half lotus flowers on the sides. Fragments of gutters (simas) — a facade with a Satire mask and a water-supply
decorated in the shape of a lion’s head with an open mouth were also found.
Ceramic architectural details, which served as decoration and were an integral part of the roof of residential buildings,
became widespread in Olbia in the second half of the IV—III c. BC. Such details are also known in almost all ancient centers
of the Western Black Sea coast. Modern ceramic studies of similar architectural terracotta from Messambria and Apollonia
Pontica have determined its local production. The obtained data allowed correcting not only the information on handicraft
production in Olbia, as such a tile is traditionally, after the opinion of I. B. Brashynskyi, belonged to the local ceramic
production, but also to offer a new direction of the Black Sea trade in ceramic building materials. Another important area
for Olbia was the tiles import from Sinop.