У публікації подано матеріали одного з поховань Нетайлівського могильника салтово-маяцької культури, за допомогою яких можна реконструювати специфічні риси поховального обряду болгарського населення Хозарії.
В 2014 г. на Нетайловском ямном могильнике салтовомаяцкой культуры (Волчанский рн Харьковской обл.) было исследовано погребение 529. Особенностью данного захоронения является присутствие в восточной части его могильной ямы преднамеренного вкопа, совершенного в древности. Позднейший вкоп был доведен до дна могильной ямы. В заполнении этого вкопа на глубине 1,1 м от уровня современной поверхности почвы был об наружен горшок, стоящий вверх дном. Ниже горшка, на глубине 1,35 м от современной поверхности устьем вверх стояла кубышка, дно которой в древности было преднамеренно пробито. На дне могильной ямы были зафиксиро ваны остатки деревянного гробарамы, внутри которого находился немногочисленный инвентарь, представлен ный фрагментом железного наконечника от ножен сабли, семью серебряными поясными бляшками, фрагментами железной рамчатой поясной пряжки и арабским непробитым дирхемом (Омеяды, 93 г. х. — 712/713 г. н. э.). В западной стенке могильной ямы была зафиксирована нишаподбой, внутри которой находились серебряные фалары, украшавшие ремни конской сбруи, сбруйная пряжка и сбруйное кольцо. Остальные предметы конского снаряжения — удила, стремена, две сбруйные пряжки, чумбурный блок, две серебряные пряжки, бляшки и нако нечники от конского оголовья — находились в первоначальном заполнении могильной ямы, представляющем со бой своеобразный останец над западным краем гробарамы. Найденный инвентарь позволяет датировать данный комплекс концом viii — первой третью iX вв. Обнаружение в заполнении позднейшего вкопа в могильную яму двух сосудов — одного преднамеренно пробитого, а второго умышленно перевернутого вверх дном — свидетель ствует, что проникновение в захоронение осуществлялось с ритуальными целями. Переворачивание предметов, как свидетельствуют данные этнографии, означает переход умершего человека в потусторонний мир. В нашем случае, в сочетании с преднамеренным вскрытием могильной ямы перед этим, что означает не только завершение перехода покойника в мир иной, но и окончательное «запечатывание» могилы, закрытие перехода между ми ром живых и миром мертвых. Это позволяет предположить существование у «нетайловцев» погребального обряда типа южнославянского ритуала «двоструко сохраниване», «разкопальки», который проводился спустя 3, 5, 7 лет после похорон и означал конец траура.
In 2014, burial 529 was studied at netailivka pit burial ground of SaltovoMayak culture (vovchansk Region of kharkiv oblast). This burial is peculiar for the presence of a hole deliberately dug into the eastern part of its burial pit in the ancient times. The later hole was led to the bottom of a burial pit. a pot standing upsidedown was discovered in the filling of this hole at the depth 1,1 m from the modern surface level. Below the pot, at 1,35 m depth from the modern surface level, a jug was found with its mouth upside and its bottom deliberately punched in ancient times. The remains of wooden coffin frame were recorded at the bottom of burial pit with few inventory in it, represented by a fragment of an iron tip of sabre’s sheath, seven silver belt plates, fragments of an iron framed belt buckle and arabian unpierced dirham (Umayyads, 93 ah, 712/713 aD). in the western wall of the burial pit, an undercut niche was recorded in which silver phalarae decorating the belts of toggery, a tackle buckle and tackle ring were found. The rest from the harness, bit, stirrups, two harness buckles, lead line set, two silver buckles, plates and tips from horse’s headband, were situated in the primary filling of the burial pit corresponding to a kind of an outlier above the western edge of a coffinframe. The inventory found allows the author to date this assemblage by the end of the 8th c. or the first half of the 9th c. The later embedding of two vessels into the burial pit, one deliberately pierced and the other intentionally put upsidedown, evidences that penetration into the burial was conducted with ritual purposes. overturning the objects, according ethnographic data, means the transfer of the dead to the other world. in our case, it was made together with deliberate opening of a burial ground before that and meant not only the end of the dead’s transfer to the other world, but also «sealing» the grave and closing the way between this world and the world of the dead. This fact allows presuming that netailivka population shared the rite close to South Slavic ritual of «dvostruko sokhranivanie» or «razkopalki» which was provided in 3, 5 and 7 years after the funeral and signified the end of mourning.