Публікація присвячена доволі рідкісній категорії знахідок
серед усіх типів давньоруських релікваріїв — квадрифолію.
У свій час знахідки стулок були помилково згадані у фаховій літературі як такі, що виявлені в садибі Десятинної
церкви Т. М. Мовчанівським у 1936 р., але насправді походять із розкопок Райковецького городища, проведених
впродовж 1932—1934 рр., а їхнє місце зберігання досі залишалося невідомим. Також, сюжетом композиції лицьової стулки репрезентовану Розп’яттям з предстоячими
Марією, Іоанном та архангелами з боків і погрудними зображеннями ангелів в узголів’ї було доповнено варіант ІV
типу І хрестів-квадрифоліїв (за Г. Пєсковою), який тепер представлений повноцінним виробом.
Квадрифолийные кресты из Киева, в том числе и находки из собрания Национального музея истории Украины,
в свое время были подробно исследованы Г. Ю. Ивакиным. Кроме того, ученый сообщал о двух створках креста с
территории Десятинной церкви, которые не были доступны для изучения вследствие плохой сохранности. Только после проведения комплекса реставрационных работ удалось разобрать их композиционный сюжет.
Согласно классификации древнерусских квадрифолиев составленной А. Песковой, музейный крест принадлежит к IV варианту І типа. К этому времени он был известен по находке оборотной створки Лавского поселения и фотонегативом с Райковецкого городища. На нем изображена Богоматерь с непропорционально большой
головой и широко открытыми глазами, держащая Младенца перед грудью, сидя на троне с низкой спинкой, и
приклонённых архангелов с поднятым одним крылом. Теперь иконография изделия дополнена лицевой створкой с изображением Распятия с предстоящими Марией, Иоанном Богословом и архангелами, а также погрудными
ангелами в изголовье (в отличие от небесных светил и птиц в предыдущих вариантах).
В ходе изучения квадрифолия из музейной коллекции и сопоставления его с негативом из Райков, удалось
проследить несколько закономерностей, что позволяет смело утверждать о его происхождении не из усадьбы Десятинной церкви, а именно из городища. Материалы раскопок Т. Н. Молчановского из Райков и Киева были
переданы в музей незадолго до Второй мировой войны. Часть вещей в период войны эвакуировалась, а в музейные
коллекционные списки записывались уже в послевоенное время. Не исключено, что после возвращения предметов из эвакуации, произошла путаница во время сверки довоенных инвентарных записей и составления новых
списков.
На сегодняшний день известно около 22 аналогичных находок древнерусских квадрифолиев типа І из десяти
локализированных мест и неизвестного происхождения. Иконографические параллели находим и среди других
изделий древнерусской металлопластики — киотных крестах и иконках. Появление этих церемониальных предметов и личного благочестия синхронная появлению монголов на границах древнерусских княжеств, а живучесть
иконографического образа продолжает бытовать и в последующие три столетия.
Quadrifolium crosses from Kyiv were thoroughly considered by H. Yu. Ivakin at one time, including the finds stored at
the National Museum of History of Ukraine collection. The scientist mentioned data on two flaps that were found at the
Desiatynna Church estate territory. They had bad conservation status and were unavailable for scientific processing. Their
compositional image was possible to disassemble after the restoration activities only.
The museum cross belongs to the IV variant of type I of Ancient Rus quadrifoliums according to H. Peskova. Its variant
was known for a reverse flap from the Lava settlement and a negative from the Raikovetske hillfort by this time. It depicts
archangels with raised one wing and the Virgin with a disproportionately large head and wide open eyes sitting on a throne
with a low back and supports the Infant’s breast. For now, the iconography of the item is complemented with an avers flap
represented by the Crucifixion with the Bystanders of Mary, John the Theologian and archangels on the sides and busts of
angels in the headboards (unlike the Heavenly Lights or Birds in the previous versions).
It was managed to notice a number of patterns while comparing the cross-quadrifolium from the museum collection and
a negative photo from Raikovetske. It allows claiming that the things were found at the hillfort and not at the Desiatynna
Church estate territory. Collections of material from T. M. Movchanivskyi’s excavations from Raikovetske and Kyiv were
handed over to the museum on the eve of the World War II, and during the war a part of things had been evacuated, and
recorded in the collection lists already in the postwar period. It is possible that after the return of the evacuation items, there
was confusion when checking the pre-war inventory and compiling new collection lists.
Today, there are about 22 similar findings of type I quadrifolium from ten localized places of unknown origin. Iconographic
parallels among other articles of Ancient Rus metal plastic are found on icon crosses, icons etc. The appearance of all these
ceremonial objects and personal piety is synchronous with the appearance of the Mongols on the borders of Ancient Rus
principalities, and the survivability of the iconographic image continues to persist for the next three centuries.