До наукового обігу вводиться колекція амулетів з пазурів
хижих птахів та їх імітацій із бронзи, що походять із
поховальних комплексів ранньосередньовічного ВерхньоСалтівського катакомбного могильник та зберігаються у
фондах Харківського історичного музею імені М. Ф. Сумцова.
Данная работа вводит в научный оборот коллекцию из когтей хищных птиц и их бронзовых имитаций,
обнаруженных в катакомбах раннесредневекового могильника у с. Верхний Салтов. В катакомбах четвертого
участка могильника были обнаружены амулеты, сделанные из когтей хищной птицы семейства ястребиных (орел
степной — катакомба 30 ВСМ-IV, беркут — катакомба 71 ВСМ-IV). Бронзовые амулеты, имитирующие когти
хищных птиц, представлены 13 экземплярами, происходящими из катакомб 15, 36, 60 ВСМ-I, катакомб 13, 37, 67,
96, 99, 119, 137 ВСМ-IV. Бронзовые амулеты в виде когтя, в зависимости от того насколько они реалистично повторяют свои прототипы, разделяются на три вида. Вид 1 (восемь экземпляров) представлен изделиями, которые
реалистично воспроизводят коготь птицы, благодаря тому, что петелька для подвешивания амулета имитирует
сустав в основании когтя. Вид 2 (четыре экземпляра) представлен изделиями, которые повторяют форму когтя,
но снабжены округлой плоской петелькой, характерной для большинства салтовских бронзовых амулетов. Вид 3
представлен единственным изделием в виде простой изогнутой в виде когтя пластины с пробитым отверстием в
верхней части. Комплексы, в которых обнаружены амулеты из когтей хищной птицы и их бронзовые имитации,
датируются концом первой четверти IX в. (катакомба 30) — второй половиной IX в. (кат. 15 ВСМ-I, кат. 99, 119,
137 ВСМ-IV). В большинстве случаев амулеты входили в состав инвентаря подростков. Только в катакомбах 96 и
99 они найдены в захоронениях молодых женщин. Амулеты зачастую располагались в районе пояса человека, на
правой тазовой кости. Только в катакомбе 13 амулет был найден в районе груди погребенного подростка, а в катакомбе 60 — в районе головы. Включение в состав костюма когтей птиц и их имитаций должно было обеспечить
защиту человека от воздействия потусторонних сил и получение определенных качеств, являющихся характерной
чертой той или иной хищной птицы (зоркость, скорость, быстрота и т. п.). В связи с тем, что в осетинской и шире
индоевропейской мифологии, птицы были маркерами верхнего мира, то данные амулеты следует рассматривать
как символы солнца, небесного огня, а их ношение связывать с культом солнца.
This work introduces into scientific circulation a collection of birds of prey claws and their bronze imitations found in the
catacombs of the early medieval burial ground near Verkhnii Saltiv village . Amulets made of the hawk family claws (steppe
eagle — catacomb no. 30 BCM-IV, golden eagle — catacomb no. 71 BCM-IV) were found in the fourth section of the
burial ground catacombs. Bronze amulets imitating the birds of prey claws are represented by 13 specimens originating from
catacombs no. 15, 36, 60 BCM-I and catacombs no. 13, 37, 67, 96, 99, 119, 137 BCM-IV. Claw-shaped bronze amulets,
depending on the extent they repeat their prototypes, are represented by three types: Type 1 (8 items) is represented by
products that realistically reproduce the birdss claw, due to the fact that the eyelet for hanging the amulet imitates the joint
at the base of the claw. Type 2 (4 items) is represented by examples that repeat the shape of the claw, but are equipped with
a rounded flat eyelet, typical for most Saltiv bronze amulets. Type 3 is represented by a single item in the shape of a simple
bent plate repeating the form of the claw with a punched hole in the upper part. Complexes, in which amulets made of claws
of birds and their bronze imitations are found, are dated from the end of the first quarter of IX century (catacomb no. 30) —
second half of IX century (cat. no. 15 BCM-I, cat. no. 99, 119, 137 BCM-IV). In most cases the amulets were included to
the teenagers’ implements. Only in the catacombs no. 96 and no. 99 they were found in the burials of young women. The
amulets are often placed close to the human waist at the right pelvic bone. Only in the catacomb no. 13 the amulet was found
close to the chest of a buried teenager and in the catacomb no. 60 it was at the head. The inclusion of bird claws and their
imitations in the costume was supposed to provide protection for a human against the impact of supernatural forces and to
obtain certain qualities of a certain bird of prey (sharp-sightedness, speed etc.). Due to the fact that in Ossetian and wider
Indo-European mythology, birds were markers of the upper world, these amulets should be considered as symbols of the
sun, heavenly fire, and their wearing should be associated with the cult of the sun.